Будущее за э-книгами!


«БУДУЩЕЕ ЗА ЭЛЕКТРОННЫМИ КНИГАМИ»
 
В сентябре 2011 года Александр Шорин  — заместитель ответственного секретаря «Областной газеты», органа правительства Свердловской области, — взял интервью у Бориса Долинго, главного редактора только что начавшего тогда свою работу электронного издательства «Аэлита».
Прошло почти полтора года. В ЭИ «Аэлита» уже не 15 авторов с 30 книгами, как было тогда, а 72 автора с более чем 150 книгами. Но сама ситуация на рынке электронных книг в России почти не изменилась, так что данное интервью актуально и сегодня, разве что с некоторыми дополнениями..
 
На фестивале фантастики «Аэлита», который проходил в Екатеринбурге в мае 2011  года, писатель-фантаст Борис ДОЛИНГО, который вот уже более десяти лет является главным организатором этого старейшего в нашей стране конвента фантастики, сделал заявление о том, что в нынешней литературе довлеет вкусовщина больших издательств, и поэтому будущее — за электронными книгами. Вслед за этим заявлением он презентовал создание электронного издательства «Аэлита», которое будет открывать для читателей никому не известных пока талантливых авторов.
— Борис Анатольевич, чем обосновано ваше заявление о том, что в литературе сегодня довлеет «издательский вкус»?
— Знаете, наболело! То, что отнюдь не очевидно для рядового читателя, становится известно как «дважды два» любому автору, который хочет опубликовать свою книгу. Сегодня 80 процентов издательств находится в Москве, 20 процентов — в Санкт-Петербурге, в остальных городах — ноль целых, ноль десятых, сотые доли можно во внимание не принимать. Уточняю, что я говорю о настоящих издательствах — тех, которые рискуют своими деньгами, публикуя книги, выплачивают гонорары автору и занимаются распространением книг. Все остальные, которые называют себя тем же словом, я именую «ателье по пошиву книг»: ты приходишь к ним с деньгами и получаешь тираж… Причём действительно крупных издательств так мало, что их можно по пальцам пересчитать. И они как монополисты, полностью контролирующие книжный рынок, уже начинают сами решать, что нужно читателям. Мнение самих писателей в расчёт, как правило, не принимается вообще (кстати, как и мнение читателей, зачастую)…
— Получается, что нынешний талантливый, но пока ещё неизвестный автор — какой-нибудь юный и непризнанный Михаил Булгаков, ну или, скажем, Владислав Крапивин, не имеют шансов на успех?
— Скажу так: шансы минимальны. Можно попасть «в струю», только лишь если твоё произведение подходит под уже запущенную и разрекламированную серию. Ну, например: «Боевая фантастика». Оригинальные произведения почти никогда не заинтересуют издателя. А определённые жанры — например, рассказы — вообще востребованы по-хорошему уже только у «раскрученных» авторов.
Кроме того, сегодня издателю, как правило, ещё необходимо, чтобы автор был плодовитым — выдавал как можно больше текстов в единицу времени. То есть Крапивин с его ранними повестями и Бредбери с «Марсианскими хрониками» вряд ли пробились бы… Я могу уверенно судить только о фантастике, но, думаю, что в других жанрах ситуация во многом схожая.
— То есть, если автор хочет быть успешным, то он должен позабыть о свободе творчества?
— Сегодня, увы, именно так! И при этом ещё он должен и пахать как конь, выдавая на-гора по две-три книги в год за мизерные гонорары. За книгу начинающему автору могут заплатить тысяч 15–20… А могут и вообще эти деньги не заплатить: радуйся, что издал не за свой счёт!
— А почему нет своих «настоящих» издательств в других городах? Хотя бы в «миллионниках», таких как Екатеринбург?
— Раньше были, хотя и не много. В Екатеринбурге существовало издательство «У-Фактория». Которое, кстати, помогало нам начать издавать фантастические сборники «Аэлита». Сейчас оно стало филиалом крупного московского издательства с начальством в столице…
Такая ситуация сложилась как раз благодаря монополизации рынка. Многие нынешние издательства работают в режиме «книжного ателье» по совершенно простой причине — в крупных книготорговых сетях новичков не любят, а чтобы создать собственную сеть по всей стране, потребуется вложить огромные деньги (и не факт, что «монстры» позволят тебе это сделать). В результате любое маленькое издательство, рискнувшее опубликовать чью-то книгу, просто никогда не сможет продать рентабельный тираж.
Я несколько лет носился с идеей создания нового издательства со своей сетью распространения книг, но не смог найти спонсора. С коммерческой точки зрения прибыль от перепродажи, к примеру, яблок — это куда менее рискованный способ вложения капитала…
— Ну а такие авторы, о которых вы говорите: талантливые, но никому не известные — они вообще есть? Вы знаете таких?
— В том то и дело, что они есть! И не один и не два. Их десятки, если не сотни! Об этом я могу говорить с уверенностью, потому что как организатор «Аэлиты» ежегодно получаю огромное количество рукописей! Пользуясь своими связями в столичных издательствах, лучшим из них я пытался помочь опубликоваться. Но пробиться удалось единицам… Вот тогда-то я и задумался о создании электронного издательства.
— А в чём особенность электронного издательства? Оно чем-то отличается принципиально?
— Для его создания не нужны огромные деньги. Сеть распространения — Интернет, доступна любому. Нет затрат на бумагу и типографию, склад и т.п. Очень нужна раскрутка и сам брэнд, но брэнд, к счастью, у нас уже есть — это брэнд, наработанный годами проведения фестиваля фантастики «Аэлита», брэнд журнала «Уральский Следопыт». Скажу честно, что я вряд ли рискнул бы создавать даже электронное издательство, не имей я такого брэнда.
— В нашей стране уже есть подобные издательства?
— Есть заявленные проекты, и «Аэлита» — один из них. Активно и успешно работающих именно с неизвестными авторами пока нет. Сейчас наиболее распространены продажи через Интернет электронных аналогов уже изданных бумажных книг. Это определённый сегмент книжного рынка. Издательство, которое мы создаём, отличается тем, что опубликованные у нас книги не имеют бумажных аналогов. Это электронные тексты в чистом виде.
— Почему же такой тип издательств пока не развит?
— Причин несколько. Одна из них в том, что люди привыкли к бумажным книгам. Вторая — в том, что привыкли к «халяве». Если что-то в Интернете можно найти бесплатно, то большинство не будет платить за этот продукт: пиратство — вот главный бич подобных проектов, а законодательная база по охране литературных авторских прав пока не используется в должной мере. Это приводит к тому, что у нас в стране ни электронные издательства, ни сами авторы пока не могут зарабатывать что-то ощутимое на продаже электронных копий текстов. Просто покупают очень и очень мало. Возьмём такого монстра, как «Литрес» – там тысячи наименований электронных текстов (книг). Правда, «Литрес» торгует, в основном электронными аналогами изданных бумажных книг (поэтому их у них и тысячи), но дело не в этом. Общий оборот от продажи э-книг у них, естественно, очень большой – ведь если выставлено, скажем, 10 тысяч наименований, то даже при 1 платном скачивании в месяц в среднем на книгу сумма уже получается вполне приличная. Но авторы-то и у них ничего особо не зарабатывают на электронных версиях своих книг, потому что на одну книгу и в «Литресе» приходится слишком мало скачиваний, чтобы авторские отчисления составили мало-мальски значимую сумму.
На сайте нашего ЭИ мы сейчас начали выставлять бесплатные демо-версии книг – это ровно половина текста самой книги (до этого были только тестовые отрывки размером 10% текста книги). Так вот, эти демо-версии качают очень прилично – скачиваний по 20-30 в месяц получается. Потому что – бесплатно. Не сомневаюсь, кстати, что все эти демо-версии уже появились у пиратов. Но даже и платный текст украсть не сложно: купи один раз за 40 р. – и выставляй, где хочешь, никто же за это не то, что в тюрьму, даже не оштрафует серьёзно. Допускаю, что часть из тех немногих скачиваний, что у нас сейчас есть, выполнены как раз не обычными покупателями, а пиратами.
По этой причине нам очень непросто привлекать уже известных авторов: многие боятся выкладывать в Сеть электронные версии новых книг — знают, что кто-нибудь выложит такой текст в открытый доступ и это отрицательно скажется на продажах бумажного аналога.
— Как можно бороться с таким пиратством?
— Так, как это делают во всём мире. Нужно принимать более строгие законы о пиратстве и следить за их исполнением. Уже сегодня ни в США, ни во Франции, к примеру, так просто тексты новых книг скачать невозможно. В Японии, например, слышал недавно, приняли закон: за нелегальное размещение контента (любого) в сети – 10 лет тюрьмы, а за нелегальное скачивание – 2 года! Очень надеюсь, что такие времена скоро наступят и в нашей стране. И тогда электронные книги станут по-настоящему продаваемым продуктом, а авторы и издательства начнут что-то реально зарабатывать на продажах электронных версий книг.
 
Интервью перепечатано из «Областной газеты» за 6.09.2011 г.
с изменениями и дополнениями. 
 
                                                      Александр ШОРИН
www.allshorin.com/
aelita-news.jimdo.com
www.iaelita.ru/

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.