Рецензия на роман "Наследница богов" Людмилы Лазаревой

Рецензия на роман «Наследница богов» Людмилы Лазаревой
 
«Только богам открыты предначертания судьбы». Это изречение философов Древнего Египта запомнилось и понравилось мне – настолько, что я даже решил использовать его в качестве эпиграфа к своему рассказу «Властитель Ночи», выходящему в сборнике «Аэлита’009». Но речь не о нём. И не о богах. И не о романе даже. Речь – да-да, как всегда, когда мы рассматриваем литературное произведение, — о людях. Ведь и реализм, и фантастика, и все прочие жанры созданы людьми и для людей. Пусть речь в тексте идёт о каком-нибудь инопланетянине, это неважно, ведь, если присмотреться, окажется, что за поступками пришельца стоят человеческие слабости и желания. А может, прообраз главного героя – гомо сапиенс. Ну, и, в конце-то концов, любой автор – представитель разумной прямоходящей расы с пропиской на планете Земля.
Какое отношение столь длинное предисловие имеет к роману Людмилы Лазаревой «Наследница богов», спросите вы? Да самое прямое. Начать хотя бы с того, что это не предисловие, а изложенная ненапрямую основная мысль произведения, как я её понимаю. Посудите сами: писатель называет свою книгу «Наследница богов». Не кого-нибудь, а именно их, созданий эфира, высших, владеющих тайными знаниями и беспредельными силами. Ничего не понимает? Ну конечно, это же прямая отсылка к древним верованиям и вытекшим из них религиозным учениям. Пока меня не закидали шапками, поясню, что имеется в виду: человек создан по образу и подобию божьему, по крайней мере, так учит нас древняя теистическая мудрость. Выходит, в любом из нас течёт кровь божественная; мы способны на многое, просто не понимаем этого или потеряли свои возможности, родства не помня. Что неудивительно: время течёт, всё стирается, уходит – и хорошее, и плохое; и мелкое, и великое.
«Но не поздно исправится, уразуметь…» Так, прежде чем я опять вдарюсь в цитирование (самого себя, извините), давайте подытожим: осмысленное нами выше и есть основная идея романа. Безусловно, он написан в жанре фэнтези. И бесспорно, он должен в первую очередь развлекать читателя, с чем прекрасно справляется. Но не будем забывать, что самое громадное нередко спрятано в самом крохотном. Игла Кощея – в яйце, душа – в сердце, смысл – в наборе букв. На образованный из литер текст я и предлагаю обратить внимание, потому что, не усмотри мы каких-то глубин в «Наследнице», увидим лишь яркий приключенческий фэнтезийный роман, наполненный юмором и иронией. Посыл текста велик: верь, борись, не отступай… Именно так: «не отступать и не сдаваться» – вот девиз главной героини произведения, который, в конечном счёте, себя оправдывает.
Теперь, когда мы разобрались с лежащим на глубине, перейдём к поверхностному осмотру. Что мы имеем?
Красивый, сложный, изобретательный (и обращаю на это ваше особенное внимание!) язык.
Запоминающиеся, хорошо прописанные герои.
Их увлекательные похождения.
И вся гамма красок. Поскольку, не считая уже упомянутых фэнтези и юмора-иронии, в книге Людмилы Лазаревой понамешано, как сейчас принято говорить, много всего: магический и бытовой реализм, любовная проза, ужастик, постмодернизм…
Роман сложен и неоднозначен, и не стану утверждать, что любителям фэнтези он однозначно придётся по душе, хоть именно для них он и создавался автором, по просьбам, чуть ли не на заказ… Но если вы неравнодушны к литературе с выдумкой, если вы ищете в комедиях не только повод повеселиться, а ещё и поразмыслить и что-то изменить в себе, в людях, в мире, если вам нравится качественная женская проза – добро пожаловать! Ворота уже открыты…
 
Григорий Неделько

1 комментарий

avatar
Анонс.
(Скоро ещё рецензий наваяю. Уже стараюсь...) 
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.