«Аэлита» – краткая история

старейшего Российского конвента фантастики

 

Международный фестиваль фантастики «Аэлита», имеет давнюю и богатую историю. В своё время учредителями премии «Аэлита» в области литературной фантастики выступили журнал «Уральский Следопыт» и Свердловское отделение Союза писателей РСФСР.

 

Как всё начиналось

 

В далёком 1980 году никто не собирался проводить фестиваль фантастики, а просто писатели Владислав Крапивин и Юрий Яровой, Станислав Мешавкин, тогда главный редактор журнала «Уральский Следопыт», и сотрудник отдела прозы и поэзии журнала Виталий Бугров надумали учредить приз для русскоязычных писателей-фантастов. Фестиваль вокруг церемонии награждения образовался, можно сказать, стихийно, и стал первым на территории Советского Союза настоящим фестивалем фантастики.

Собственно, сам фестиваль стартовал в 1981 году. Первыми лауреатами новорожденной премии «Аэлита» стали Аркадий и Борис Стругацкие, а также Александр Казанцев. Конечно же, фигура Аркадия Натановича, приехавшего в Свердловск (так в советское время назывался Екатеринбург) получать премию от имени авторского дуэта, привлекла внимание многочисленной публики. Люди толпами пришли и даже приехали издалека «на Стругацкого», а в итоге дали рождение фестивалю. Вручение подобной премии стало поистине знаковым событием для любителей фантастики, и на первом этапе всё сложилось как бы само собой.

В период 1982-1985 годов сама торжественная церемония с вручением премии плавно отдалилась в тень, а на первый план выдвинулись именно возможности общения фэнов – с фэнами и писателями, редакторов – с писателями и читателями. Тем, кто пробовал себя в сочинительстве, представилась уникальная возможность, минуя излишне строгие редакции тогдашних журналов, узнать цену своему творчеству в среде единомышленников. Безусловно, и фигуры тех, кто получал очередную премию, не оказывались забытыми – наоборот, писатели Зиновий Юрьев (лауреат премии «Аэлита» 1982 года), Владислав Крапивин (1983), Сергей Снегов (1984) и Сергей Павлов (1985) становились главными действующими лицами каждого очередного фестиваля. Одним словом, возник уже настоящий «конвент».

Однако, заподозрив некий злобный умысел, «наезд» на Систему, чиновники попытались отменить «странное собрание». В 1984 году председателей и членов многих КЛФ (клубов любителей фантастики) по всей стране начали вызывать в отделы КГБ, а фестиваль 1985 года редакция «Уральского Следопыта» вообще провела полуподпольно – даже без рассылки официальных приглашений. В конце концов, в 1986 году чиновники всё-таки сказали «Стоп!» организаторам фестиваля, и своим постановлением закрыли фестиваль. В тот год премия не вручалась, и, тем не менее, многие любители фантастики всё равно приезжали в Свердловск...

Но в Советском Союзе уже набирала обороты Перестройка, несомненными преимуществами которой (помимо многих недостатков) стали более широкие свободы и гласность – фестиваль перестали запрещать, и с 1987 года он уже проходил без оглядки на «компетентные органы». Более того, конвент обрёл новые премии: в 1987 году был учреждён Мемориальный приз имени Ивана Антоновича Ефремова», вручаемый за выдающуюся редакторскую, организаторскую и просветительскую деятельность в области фантастики, а в 1989 – приз «Старт» за лучшую дебютную книгу предыдущего года.

Проблемы и трагедии

 

Как показало время, сложности из-за наездов чиновником – не самое страшное. Они вполне преодолимы, когда есть люди, искренние болеющие за дело. Но Перестройка принесла такие проблемы, о которых в советское время мало кто задумывался: в условиях становления рыночной экономики стало всё сложнее организовывать фестиваль материально. Журнал «Уральский Следопыт», финансовый фундамент фестиваля, дважды в тот период ограбленный банками, находился на грани исчезновения. Всё чаще приходилось искать помощи на стороне у «добрых меценатов», а перед ними в тот период «дикого капитализма» и спекулятивного беспредела стояли совсем иные цели. В довершение всего летом 1994 года произошла трагедия – не стало Виталия Ивановича Бугрова, одного из самых преданных аэлитовцев, лидера общественного оргкомитета. В той ситуации не нашлось никого, кто смог бы его заменить, и фестиваль постиг коллапс – целых два года было неясно, оживёт или нет «Аэлита».

Наконец в 1997 году финансовым гарантом фестиваля стала екатеринбургская Ассоциация книжной торговли «Книжный клуб», а организационную часть на себя принял образованный Региональный общественный фонд (РОФ) «Фестиваль “Аэлита”». Во главе оргкомитета встал Игорь Георгиевич Халымбаджа, авторитетный российский библиограф и просто замечательный человек.

Сразу же была учреждена новая награда: «Мемориальная премия имени Виталия Ивановича Бугрова» ‒ за выдающуюся редакторскую, библиографическую, литературоведческую и составительскую работу в области фантастики. Первым лауреатом премии в том же году стал редакторский коллектив под руководством Владимира Гакова, создавший первую русскую «Энциклопедию фантастики».

Два года, 1997-1998, фестиваль проводился стабильно, но за три дня до начала «Аэлиты-99» случилась ещё одна невосполнимая утрата – не стало Игоря Халымбаджи. Казалось, конвент погибнет, но он вновь выстоял и продолжал жить. Пусть уже не такой многолюдный, как десять лет назад – 150-200 участников против 1000 и более гостей фестиваля в конце-восьмидесятых начале девяностых, – но по-прежнему самый солидный вручаемым на то время премиям (по большому счёту, и до сих пор нет в стране аналогов премиям »Аэлита», «им. И. Ефремова» или «им. В. Бугрова»).

Но снова беда – к 2002 году от финансовой поддержки фестиваля практически отошёл «Книжный клуб», а сам кое-как выживающий «Уральский Следопыт» остался в числе «сочувствующих» лишь формально. В такой ситуации конвент просто рисковал прекратить своё существование.

 

Новейшая история «Аэлиты»

 

 Но именно «Аэлита-2002» стала переломной: к организации фестиваля подключился екатеринбургский писатель-фантаст Борис Долинго. Вместе с единственным оставшимся с прошлых лет членом оргкомитета Евгением Пермяковым он начал искать новые формы работы и дополнительное наполнение программы.

По предложениям фэнов, обрела своё воплощение пятая на тот момент премия фестиваля ‒ «Орден “Рыцарь фантастики имени Игоря Георгиевича Халымбаджи”», вручаемая за вклад в развитие отечественного фэндома (первое вручение прошло в 2002 году). Но, прежде всего, Борис озаботился поиском серьёзных спонсоров, готовых финансово поддержать фестиваль. Понимая, что привлечение их ‒ задача, требующая превращения «Аэлиты» в настоящее событие для Екатеринбурга, в праздник не только для фэнов и писателей, но и для значительной части горожан, он впервые на «Аэлите» помимо приглашения самих лауреатов премий фестиваля ввёл практику приглашения и «знаковых» гостей. Первым таким гостем в 2003 году стал великий американский фантаст Роберт Шекли, что вызвало бурный интерес к фестивалю всех сочувствующих фантастике» людей.

В 2004 г. в местном издательстве «У-Фактория» удалось «продавить» выпуск сборника фантастики молодых авторов, который с 2008 года (когда «У-Фактория» практически перестала существовать), Борис продолжил выпускать на свой страх и риск. К сожалению, тандем с Евгением Пермяковым у Бориса Долинго распался, и с 2007 года последний остался единственным организатором фестиваля.

В 2008 году ректором Уральского государственного университет становится Дмитрий Бугров – сын легендарного Виталия Ивановича Бугрова. Казалось, что сложная полоса у «Аэлиты» наконец-то закончилась и её прочно на долгие годы возьмёт под своё крыло УрГУ. Однако процесс формирования Уральского Федерального университета (в состав которого вошёл УрГУ) снова внёс коррективы в ситуацию, и в 2012 году стало понятно, что новому нового университета фестиваль фантастики не особо нужен (видимо, там считают, что из студентов необходимо формировать не «мечтателей», а прагматичных менеджеров). К тому же ситуация в стране после кризиса 2008 года сделала нахождение сторонних спонсоров архисложной задачей. И хотя с 2004 года поддержку фестивалю оказывает Администрация города Екатеринбурга, а с 2013 года при содействии Екатеринбургского отделения Союза писателей России удалось заручиться поддержкой Министерства культуры Свердловской области, этого в современных условиях явно недостаточно, чтобы фестиваль мог хотя бы не откатываться назад с занятых позиций.

 

Время проблем – время надежд

 

Самой большой проблемой до сих пор остаётся отсутствие стабильного оргкомитета фестиваля ‒ эта хлопотная работа требует от организаторов постоянных вложений личного времени, и мало находится тех, кто имеет возможность заниматься такой работой. Тем не менее, посильную помощь оказывает немало людей – это и Андрей Скоробогатов, Ольга Рачеенкова, Андрей Бочаров и последние два года ответственный секретарь Екатеринбургского отделения Союза писателей России Вадим Дулепов.

И, несмотря ни на что, фестиваль «Аэлита» развивается. За период с 2002 года обрели жизнь ещё несколько премий – премия «ЕвраАзия» (2004 г., за фантастические произведения, действие которых разворачивается на Урале и в Екатеринбурге); премия «TheGreatMasterofSСi-Fi& Fantasy» (2006 г., для иностранных писателей); премия «Орден Добра и Света» имени Ивана Соколова (2012 г., за идеи добра и гуманизма); премия «Гиперболоид» (2013 г., за лучшие научно-технические идеи в фантастике). С 2005 года постоянно проводится Конкурс короткого рассказа» (ККР) для произведений не более 16 т.зн.), а с 2012 – конкурс «Рассказ за 100 минут». Все эти годы ведётся отбор и выпускается сборник «Аэлита» – в 2014 году вышел «юбилейный», десятый сборник. Во многом на базе фестиваля создано электронное издательство «Аэлита», где ведётся отбор,  редактирование и создание электронных книг (http://iaelita.ru).

Оргкомитет во главе с Борисом Долинго открыт для любого сотрудничества с неравнодушными людьми, истинными любителями фантастики, которые будут готовы заниматься любыми вопросами по подготовке и организации фестиваля «Аэлита». Поэтому, несмотря ни на что, есть надежда, что совместными усилиями настоящих энтузиастов фантастики уникальное мероприятие, созданное ещё в 1981 году на Уральской земле истинными подвижниками, какими были Виталий Бугров, Игорь Халымбаджа, Станислав Мешавкин и другие, не прервётся, а будет жить и развиваться, даря всем искренним любителям этого замечательного литературного жанра встречи с тем прекрасным, что называется «мечта» и «вера в будущее».

 

–//–