Лонг-лист и шорт-лист сборника фантастики "Аэлита/009"



Приветствую всех участников процесса отбора в сборник «Аэлита/009» на сайте электронного издательства «Аэлита»!

Поскольку сборник делается при этом издательстве, то и все обсуждения, касающиеся его создания, я предлагаю вести здесь, в блоге «Сборник «Аэлита».
 
Наконец-то появились и лонг-лист, и шорт-лист.
Поясню для тех, кто, возможно, впервые сталкивается с данным процессом, что «шорт-лист» по сборнику «Аэлита»  – это предварительный список произведений, претендующих на окончательное утверждение в составе сборника. Вот уже третий год он  составляется по результатам работы преноминаторов.  А до этого данный процесс тащил практически исключительно ваш покорный слуга. :-))) (Собственно, как основатель данного сборника).

А «лонг-лист» – это список произведений, набравших достаточно высокие баллы по оценкам преноминаторов (шорт-лист составляется, естественно, по материалам лонг-листа).

В общем, позавчера я получил от Андрея Скоробогатова, возглавляющего работу преноминаторов, эти списки.

ЛОНГ-ЛИСТ сборника «АЭЛИТА/009» (2013 г.)

Раздел «ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ»

1. Хомялана Креата – Чтец третьего листа
2. Блэкхен – Ёлы-палы (снят автором)
3. Гамаюнов Ефим – Луноход
4. Медведь Виталий – Пикничок
5. Новиков Владимир – Кот в мешке
6. Райнова Анна – Адепт красноречия
7. Гогоберидзе Юрий – Апория о дельфине и крабе
8. Духина Наталья – Взбрык аппендикса
9. Кай Ольга – Небо над Киевом
10.Каримова Кристина – Ничего особенного
11.Корчемкина Ольга – Обреченный на счастье
12.Гамаюнов Ефим – Своей дорогой
13.Гримм Эдвард – Рожденный по ту сторону неба
14.Ема Мария – Крысоводы
15.Тихонова Татьяна – Гонки на дирижаблях
16.Цуркан Валерий – Страх как норма жизни
17.Чёткина Екатерина – Специалист нового мира
18.Шофман Екатерина – Зависть
19.Шофман Екатерина – Симпатия
20.Анисимов Эскандер – Виртуальность на коньках
21.Манскова Ольга – Цветы дальних странствий
22.Сучкова Вера, Дэн Шорин – Созвездие
23.Берестнев Сергей – Высокие технологии
24.Богуцкий Дмитрий – Человек без револьвера
25.Бочаров Андрей – Модератор Судьбы
26.Виноградов Павел – Время Исканий
27.Воронцов Станислав – Деструктор Memory
28.Долматович Евгений – Каштановые сны на хвосте пурпурного дракона
29.Колесник Светлана – Цикл жизни
30.Пахомов Дмитрий, Нурлан Токсанов – Лучший друг
31.Гогоберидзе Юрий Тенгизович, Блексин Георгий – Аллегория Эллис
32.Горских Андрей – Большая игра
33.Сухачевский Олег – Ключ от всех дверей
34.Филиппов Алексей – Опоздавшие
35.Вавикин Виталий – Нано-бум
36.Чёткина Екатерина – Последний бунт
37.Лапиков Алексей – Серая личность
38.Лапиков Алексей – Странный мальчик
39.Хомялана Креата – И опять за окном дождь

Раздел «КООРДИНАТЫ ЧУДЕС»

40.Семыкин Александр – Ловец снов
41.Ардышев Михаил – Живее всех живых
42.Миронов Дмитрий – Тесты для кандидатов в герои
43.Долматович Евгений – У-жэ
44.Кир Элена – Тот, кто рядом
45.Юон Диана – Последнее желание
46.Батлер Ольга – Асгарэль
47.Каиров Эльдар – Как появились птицы
48.Кай Ольга – Лебединая песня
49.Копаенко Ирина – Двойники
50. Ямпольский Игорь – Мальчик
51.Неделько Григорий – Властитель Ночи
52.Девятко Наталья – Легенда о юной Весне
53.Лободинов Андрей – Честь офицера
54.Хлевицкий Николай – Ведьма
55.Чуринов Владимир – Кукольная девочка или гримасы справедливости
56.Шорин Александр – Кукла
57.Музыка Людмила – Странник
58.Сухачевский Олег – Паровой человек
59.Темень Натан – Спасатель
60.Искендеров Рустам – Мыльный пузырь

Раздел «ПОВОД ДЛЯ УЛЫБКИ»

61.Гримм Эдвард – Тот, кто живет под мостом
62.Блэкхен – Монокль
63.Музыка Людмила – Тяжелая работа
64.Шило-Намылин – Сотрудник
65.Сырцова Анна – Конец романа
66.Шило-Намылин – Дело о похищенной дубине
67.Батлер Ольга – Дэдди Джим
68.Каримова Кристина – Типичный представитель
69.Неделько Григорий, Ганжа Павел – Оркаизация
70.Тишанская Марина – Такая досада!
71.Скоробогатов Андрей – Танец космических крохотулек
72.Ямпольский Игорь – Сказка о везении
73.Лежава Ирина – Форс-мажорное недоразумение
74.Фёдоров Андрей, Мутаков Владимир – Бумеранг
75.Тихонова Татьяна – Фамильяр
76.Фёдоров Андрей – Сто афинян
77.Андреева Ирина – Неудачный опыт
78.Книга Игорь – Не хо-чет!
79.Берестнев Сергей – Гарантия – пожизненная
80.Скоробогатов Андрей – Живущие в Святая Святых
81.Поляков Юрий – А конопляный лес шумел...
82.Поляков Юрий – Интриганы космоса, или Ожерелье для принцессы
83.Духина Наталья – Дыра номер тринадцать
84.Тулина Светлана – Контрадикс по пятницам
85.Тулина Светлана – Неравный брак с довеском
86.Линник Злата – Семинар по древней истории

Раздел «СУММА ТЕХНОЛОГИЙ»

87.Гуларян Артем, Третьяков Олег – Грядущая война в бестселлерах и не только
88.Виноградов Павел, Шандлоренко Дмитрий – Будущее уже настало
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

А вот и шорт-лист:

ШОРТ-ЛИСТ сборника «АЭЛИТА/009» (2013 г.)

Раздел «ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ»

Сухачевский Олег – Паровой человек
Гогоберидзе Юрий – Апория о дельфине и крабе
Каримова Кристина – Ничего особенного
Богуцкий Дмитрий – Человек без револьвера
Духина Наталья – Взбрык аппендикса
Цуркан Валерий – Страх как норма жизни
Чёткина Екатерина – Специалист нового мира
Хомялана Креата – И опять за окном дождь
Гамаюнов Ефим – Луноход
Вавикин Виталий – Нано-бум
Корчемкина Ольга – Обреченный на счастье

Раздел «КООРДИНАТЫ ЧУДЕС»

Миронов Дмитрий – Тесты для кандидатов в герои
Семыкин Александр – Ловец снов
Каиров Эльдар – Как появились птицы
Лободинов Андрей – Берсерк
Долматович Евгений – Каштановые сны на хвосте пурпурного дракона
Неделько Григорий – Властитель Ночи
Гримм Эдвард – Рожденный по ту сторону неба

Раздел «ПОВОД ДЛЯ УЛЫБКИ»

Фёдоров Андрей, Мутаков Владимир – Бумеранг
Книга Игорь – Не хо-чет!
Тишанская Марина – Такая досада!
Шило-Намылин – Дело о похищенной дубине
Тихонова Татьяна – Фамильяр
Сырцова Анна – Конец романа
Блэкхен – Монокль
Скоробогатов Андрей – Танец космических крохотулек
Ямпольский Игорь – Сказка о везении
Батлер Ольга – Дэдди Джим
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


Спасибо Андрею Скоробогатову и всем преноминаторам за проделанную работу!

Как я уже говорил на страницу АЛФ-СИ, я начал читать произведения, вошедшие в шорт-лист, и, думаю, к концу следующей недели состав сборника «Аэлита/009» будет утверждён окончательно. Кое-что просматриваю и из лонг-листа. Некоторые произведения из лонг-листа, которые не попадут в сборник, но покажутся интересными – возьму в «Уральский Следопыт» (с согласия авторов, разумеется). Уже вижу несколько таких рассказов.

Пока просмотрел раздел НФ – первый. В целом подбор, как мне кажется, сделан лучше, чем в прошлом году – у меня возражение вызвала только одна работа (пока не буду говорить, какая). По остальным нет возражений – хотя работу ещё одного автора рекомендую поменять на его же, но другую: вторая более «ложится» в данную подборку (а ту, которая сначала встала в шорт-лист, предлагаю автору опубликовать в «Уральском Следопыте»).
 
Посмотрим, что увижу по разделам фэнтези и юмора.

В этом году (как всегда) поступило очень мало публицистических работы – в лонг-лист попала только одна, а шорт-литс – ни одной. Я просмотрю работу из лонг-листа, чтобы окончательно оценить, стоит её включать в сборник или нет.

Информация будет появляться здесь.

Всем всего доброго!
Борис Долинго

18 комментариев

avatar
Как я уже сказал, нам требуется осваивать площадку нашего электронного издательства. Здесь сайт организован по принципу соц.сети, так что вести разговоры, писать комментарии и т.д. тут вполне удобно. Люди, которых интересует процесс подготовки сборников «Аэлита», должны это понять правильно.

Ведь коли сборник — это НАШ ПРОЕКТ, то логично вести по нему дела на НАШЕЙ площадке. 

Относительно вопроса Ольги Головиной.

Я читаю произведения из шорт-листа. Какие-то, наверное, заменю (но, надеюсь, это будет не так, как в прошлом году — тогда уж больно несоответствующие рассказы попали в шорт-лист; в этот раз, судя по прочитанному первой разделу, ситуация намного лучше). Если в шорт-листе будет что-то заменяться, то источник для замены — лонг-лист.
Увы, произведение Ольги в лонг-лист не попало, так что я специально читать его не буду (зачем бы требовалась помощь преноминаторов, если бы я как и раньше читал все поступившие на отбор работы?). Извините, слишком много дел — на мне ведь вся подготовка фестиваля (и, самое главное, поиск средств на его проведение — к сожалению, по этому направление помощников как не было, так и нет).
В двух словах по тексту Ольги. Посмотрел начало — не хорошо: слишком декларативно и надумано в смысле «логики картины мира». Если «ядерные взрывы по всей планете практически стерли с лица Земли все живое», то какие вообще общины на островах? А некотнтролируемый взрыв ВСЕХ ядернызх объектов — это, простите, «клюква» первостатейная". В общем, видно, что с тектсом надо работать и работать — если есть, ради чего (хотя, возможно, в самой общей идее сюжета и есть какое-то зерно).
Вот всё, что могу сказать  по впечатлению по первым страницам.  
А детальный разбор любого текста — это только через ТА «Аэлита» (http://iaelita.ru/page/info/taaelita/)
avatar
Борис, а в каком плане можно сравнить статус работ, попавших в электронный сборник «Аэлита» и бумажный журнал «Уральский следопыт»?
Может создаться впечатление (судя по условиям приема работ), что в сборник попадают лучшие работы, а журнал комплектуется по остаточному принципу, поскольку тексты как бы ранжируются на три группы — не попавшие в листы, попавшие в лонг-лист и попавшие в шорт-лист. Но это явно не так или не совсем так — хотя бы потому, что работы в сборники должны как-то взаимно согласоваться, что может оставлять за бортом сборника неплохие тексты.
И вот, одни работы попадают в сборник, другие в журнал. Вроде бы хорошо и то, и другое. Но вот в номинацию «Роскона» roscon.convent.ru/nominations/ тексты из сборника не попали (я во всяком случае поиском не нашел), а из «УС» — сколько угодно.
Получается, что бумажная публикация солиднее, и иногда выгоднее не попасть в шорт-лист?
комментарий был удален
avatar
Их не нужно сравнивать. В сборник не могут попасть все «хорошие работы» — физически не могут. Да, Сборник А/008 был в основе своей электронный — т.е., казалось бы, можно включать больше произведедний, чем попадало в прошлы, которые были «базово» бумажными. Но мы планировали, что и А/008 будет печататься на бумаге (по системе print-on-demand) — и мы его уже печатали. А мыв не имеем возможности делать супер толстую бумажную книгу (поэтмоу объём и жлектронного сборника примерно такой же, какие у нас были до этого всё бумажные последние годы — примерно 22 а.л.).

Почему не попали работы сборника А/008 в номинацию «Роскона»? Потому что, туда попадают только произведения из бумажных книг, имеющих ISBN. Я прошлому сборникe ISBN не присвоил. Для некого статуса — наверное надо и электронному присваивать.Насчёт сборника можно об этом подумать. Но тогда получится, что ISBN придутся априори присваивать всем электронным книгам нашего издательства (будет странно, если мы станем присваивать его сборнику «Аэлита» в электронной форме, а остальным электронным книгам издательства — нет, верно?). Но получение ISBN в Книжной палате стоит 1500 р. — если начать присваивать его всем нашим электронным книгам, а не только тем, на которые уже есть заказы в бумажной форме (по системе print-on-demand), то это получится слишком накладно (пока продаж электронных копий нет в таком количестве, чтобы ISBNы окупать). Но, наверное, со следующим сборником мы эту задачу решим (потому что на его бумажную публикацию заказы есть, как минимум, от авторов сборника). Но бумажным сборник априори печататься уже не будет, в том виде, как это было раньше — на типографию надо изыскивать слишком большие деньги, которые никак не окупаются. (Конечно, если бы авторы соглашались вносить рег.взнос при подаче произведедний на отбор в размере зотябы 300-400 р., то эта проблема решалась бы куда легче, но когда я пытался это делать, поднималось слишком много крика, так что от этой идей пришлось отказаться) .

Что касается того, солиднее ли публикация в сборнике (в том виде, в каком он выходит сейчас) или не солиднее — решать авторам. Сборник — это сборник, это итог определённого отбора при фествале «Аэлита». Публикация в УСе — это отдельная публикация автора, результат отбора практчиески одного человека — заведующего разделом фантастики журнала (т.е., меня).

Кстати, непопадание в шорт-лист — не есть гарантия попадания в УС. :-)))
avatar
  • GuessWho
  • 0
Уважаемый Борис Анатольевич.
Спасибо за содержательный и исчерпывающий ответ на вопрос, который сам с интересом задал бы. :-))
Ни в коей мере не умаляя «весомость» сборника…
И то, что второй год подряд попадаю в шорт-лист (в этот раз с помощью Светланы Колесник — моего драгоценного… но мы-то с Вами ей об этом не скажем… соавтора) считаю редкой удачей… разумеется. если мы в нем и останемся… :-))
Но получается так, что теперь УС — последний из могикан… Нет Полдня… нет Если…
А вот УС всегда сохранял и продолжает сохранять свою фирменную марку в фантастике…
«И где только наша не пропадала» ©… но вот только моя графомань в УС никак не попадала… :-((
но я все равно буду посылать Вам свои рассказы...
Так что теперь попасть в УС — думаю, мечта любого автора фантастических рассказов…

З.Ы. Поскольку являюсь счастливым обладателем сборника «Аэлита/008» в его обоих воплощениях — электронном и бумажном — безапелляционно заявляю, что и то и то выглядит просто классно… и в руки взять просто приятно… :-))

С уважением.
А.Б.
avatar
«Аэлита» — первая, «УС» — последний. Как-то так…
avatar
Интересно — куда смотрел составитель шорт-листа, ставя рассказ «Рожденный по ту сторону неба» Э.Гримма в раздел «Координаты чудес» (т.е., в раздел «фэнтези»)? Стим-панк — какое же это фэнтези?! Ну и слабая сама по себе вещь — согласен с определением Евгения Лотоша: "… В целом весьма неряшливый, заштампованный язык. Сюжет, возможно, не так уж и плох, но все убивает дурная заштампованность и некритичное заимствование, а также куча самых разных ляпов...".


 
avatar
  • GuessWho
  • 0
Позволю себе высказаться в порядке небольшой дискуссии… надеюсь, что у Бориса Анатольевича не будет возражений против обсуждения здесь конкретных рассказов. В конце концов, мы же здесь все, кроме него, не профессионалы… но тоже любители фантастики.  И нам всем такая дискуссия может быть интересна :-))
Тем более, что не являюсь ни в коей мере лицом заинтересованным. Но случайно вышло так, что я этот рассказ читал. Поскольку он вышел в финал одного из самых «престижных» сетевых конкурсов фантастики, а меня в самый последний момент пригласили в жюри…
Так бывает, типичный случай, уважаемый человек оказывается занят, приходится срочно кого-то случайного искать… :-))
Во многом согласен с высказанной оценкой этого рассказа. А уж что стим-панк, а не фэнтези — вообще не обсуждаемо. Но, тем не менее, сам на конкурсе в финальной шестерке этот рассказ поставил не на последнее место. Во-первых, раз этот рассказ вышел в финал, что-то в нем есть такое… что многим нравится… Раз привередливые «а-мы-сами-авторы» его выделили из нескольких десятков рассказов.
И автор, скажу по секрету, еще очень молодой… но мне кажется — перспективный… и у рассказа, на мое ИМХО, есть потенциал для доработки… Пусть не сейчас в сборник… а потом — в УС…
Вот сам не переношу на нюх… стим, дизель, кибер… и прочие панки… но автор — интересный… если не путаю — у него в лонг-лист оба рассказа вошли…    
avatar
Вообще все рассуждения о том, кто есть «профессионал», а кто не очень — весьма относительны. Тут измерение идёт не на количество изданных автором книг (особенно в наше время это показательно – уж точно не «количеством» изданного меряется профессионализм).

На мой взгляд, «профессионализм» измеряется, прежде всего, тем, что автор не пишет о том, чего не знает и совершенно не понимает, а если берётся писать о подобном, то изучает предмет (благо сегодня это легко сделать – поисковики найдут всё, даже книжки листать не надо). Поэтому так печально видеть, когда автор выдаёт сентенции о радарах, корабельных орудиях, аллергии или шлюзовых камерах даже не понимая до конца, что это такое (я вообще тут примеры собрал – не только по данному рассказу).

Но это касается и рассказа, который Вы защищаете. Дело совсем не в «стим-панке», я, в принципе, стим люблю (как и многое другое, и даже часть фэнтези) – если «логика» хорошо прописана. Я и не говорю, что данный рассказ надо ставить на последнее место – как сказал Женя, сюжет вполне не плох (и тут я с ним согласен тоже).

Цитата из отзыва Лотоша: //»… Автор – ламер в худшем смысле слова: пишет о вещах, в которых нисколько не разбирается, и даже не удосуживается хотя бы немного изучить предмет. Знания о технике, похоже, черпались исключительно из голливудских фильмов…»// Увы, это так и есть – во всяком случае, судя по данному тексту, потому как даже для стима тут нагорожено море глупости. То, что подобные рассказы занимают какие-то места на конкурсах… ну, что могу сказать? Скорее всего, потому, что те, кто судит, сами не слишком хорошо разбираются в технических и т.п. вопросах.

Я вовсе не ратую за сугубо тупое соблюдение «реализма» – вовсе нет, но есть определённый порог «глупости» (как по сюжетной логике, так и в планет научно-технических и т.п. вопросов), который переходить нельзя никогда. Возможно, «глупость» – резковато сказано, назовём это «фант.допущениями». Понятно, что в юмористическо-сатирических рассказах уровень таких фант.допущений – один, в произведениях фэнтези – другой, в НФ – третий. Надо просто этот уровень соблюдать. Опять же понятно, что граница тут не слишком чёткая, её нельзя установить, образно говоря, в «миллиметрах». Но уже в «сантиметрах» – вполне можно. Поэтому когда авторы промахиваются на «метры» – это должно быть очевидно.

А то, что автор молодой – это хорошо. У него есть определённые задатки, это даже – даже! – Лотош отметил. И это даёт ему шансы научиться писать по-настоящему хорошо. Пусть работает над собой, думает и побольше читает хорошей фантастики, научно-популярной, справочной, да и просто литературы, а не только мультфильмы и киношки среднего качества смотрит, чтобы по ним потом сюжеты ваять. Я ему искренне удачи желаю.
avatar
Абсолютно согласен, Борис. Для себя вывел краткую «формулу» (кавычки, потому что формул подобных, конечно же, в прямом смысле не существует): «Профессионал — тот, кто ЗНАЕТ, что делает».
avatar
<<Головина Ольга Геннадьевна (argo8@rambler.ru) 2013/01/31 00:54 [ответить]
  Спасибо, зашла, ознакомилась. Думала уйти тихо, но душа не на месте. Все-таки напрашивается вопрос о «деклоративно и надуманно». Применяя слово «деклоративно», вы скорее всего имели в виду «без доказательств». Но позвольте, какие могут быть доказательства в жанре «фантастика»? Это ведь не документальный очерк. И потом, основная тема рассказа не в разборе причин гибели людей, она как раз могла быть иной. Она второстепенная или даже третьестепенная… Прочитав только начало, этого можно и не разобрать. Нисколько не хочу умалить вашего профессионализма, но все же хотелось бы пообщаться с человеком, который дочитал до хвалебной оды мужчинам.>>


Что касается «доказательств» в фантастике, то сейчас, похоже, начнётся старинный спор о том, что есть «убедительный текст», убедительно нарисованная  «картина мира» — а что есть «не убедительная». И обвинения, что, типа, когда требуют «убедительности» в фантастике, то требуют написания «научной статьи». Надеюсь, Вы не это имели в виду, потому что, так говорят только либо в запальчивости и обиде, либо от… нехватки воображения, скажем так.

«Доказательств» по тем или иным сюжетным и идейным построениям, конечно, в фантастике быть не может, не надо играть словами. Но в сюжете может существовать элементарная «логика», которая основывается на общем уровне знаний, необходимых для построения «убедительной картины» (убедительного сюжета). Ясное дело, что то же самое и с читателем: какому-то читателю некий сюжет и «картина мира» в неком произведении покажутся не слишком убедительными, а кого-то — вполне убедят. И чем выше общий уровень подкованности читателя, тем он требовательнее.

Конечно, можно долго спорить и о том, что такое «фантастическое допущение»  (ФД), каков его допустимый уровень и т.д., и т.п. Скажу коротко (хотя совсем коротко не получится): уровень ФД зависит от многих факторов (выбора жанра, характера текста и т.д.). Ясное дел, что в произведении НФ-жанра  уровень ФД один, в фэнтези – другой, в сатирико-юмористических произведениях ­ третий. (Кстати, к слову: жанр фэнтези или юмора не отменяют обычную, так сказать, бытовую «логику»). То есть, «деклАративно» в нашем случае означает не только «без доказательств», но и то, что заявляемое автором, не подкреплено простой логикой и имеющимися в современной науке знаниями, необходимыми для построения «логичной» и убедительной картины мира и сюжета.
 Я понимаю, что сейчас могут начаться новые возражения в стиле «А вот когда-то та же наука считала логичной гелиоцентрическую модель мира…».  И это будет чистой воды демагогия. Да, наука когда-то и так считала, и что «камни с неба падать не могут» и т.д., но с тех пор она ушла достаточно далеко вперёд, и некоторые открытые истины именно истинами и являются (хотя часто в определённых пределах физических параметров, что тоже доказано наукой). Поэтому если автору в неком произведеднии хочется написать что-то, что противоречит СОВРЕМЕННОМУ научному и техническому здравому смыслу и знаниям, он должен дать этому ОБОСНОВАНИЕ – буквально придумать какую-то свою «гипотезу» этим «нарушениям». А если автор, ничтоже сумняшеся, выдаёт сюжетные построения, не согласующиеся с этой элементарной на сегодня «логикой», то вот это и есть «декларативно» и «безосновательно».
 Стоп! Только не обвинять меня снова, что я будто бы призываю писать не художественное произведение, а научный трактат! Я подобных демагогических отмазок отмазок и обвинений в свой адрес наслушался — не перечесть. Трактат писать не надо! Но в том-то и состоит талант автора фантастических произведений, чтобы не «научный трактат» написать, обосновывая свои «сюжетные построения и гипотезы» нудно и навязчиво, а сделать это незаметно, естественным образом, как говорится  — между строк, но так, чтобы УБЕДИТЬ читателя (достаточно образованного, разумеется): так, как описано у этого автора, МОЖЕТ происходить на самом деле.
Ну а что касается «оды мужчинам» — если это так, то от лица всех мужчин: БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Однако ни одна благая социальная или любая другая идея произведения не часто искупает допущенных технических и логических недостатков.
avatar

Да, кстати, добавлю по поводу «второстепенной причины»: в произведении научно-фантастического жанра даже второстепенная (и третьестепенная) причина должна быть описана так, что в неё можно поверить, т.е., «убедительной» должна быть. Эти «второстепенные» причины составляют СЦЕНУ, МЕСТО действия произведения.
Художественное литературное произведение — не театр, где декорации — лишь условность, а главное — текст и игра актёров. «Декорации» в художественном произведении должны быть убедительными. Нельзя здесь просто повестить над «сценой» голубую тряпку и сказать: «А  вот это у меня – небо. Не очень похоже – но это же всё условности». Фантастика, разумеется, жанр достаточно специфический, но это — художественная литература, прежде всего. И здесь всё должно быть сделано «убедительно».
avatar
Уважаемый Борис Анатольевич! Хотел бы поведать об одной истории, услышанной мной много лет тому назад.
В первые, тяжёлые годы Советской власти в Азербайджане в один из народных комиссариатов поступают предметы одеяния-обувания. Распределить их между сотрудниками нарком поручает секретарше, скорее всего русской. Беря в руки список, нарком удивляется: «Что же это такое: неужели брюков поступило так много: этому — пару, другому — то же… Ну ладно — мне одного хватит». Исправляет перед своей фамилией: «Один брюк»".
Нечто похожее имело место и в моём рассказе «Письмо из будущего?», не вошедшем в лонг-лист (см.мою «переписку» с Е.Лотошем, комм.512 и далее; кавычки потому, что это напоминало скорее всего обстрел с моей стороны, нежели перестрелку).
 
avatar
Знаете, можно просто — Борис.
Я вот только не вполне понял — а к чему Вы про переписку с Лотошем?
avatar

<<537. *Головина Ольга Геннадьевна (argo8@rambler.ru) 2013/02/03 15:03 [ответить]
 … Низкий поклон до земли, за то что «разжевали и положили в рот», то есть окончательно убедили в том, что нет второстепенных и т.д. тем.  Наше общение очень похоже на диалог портного и недовольного клиента. Когда портной спрашивает: «Ну, как вам костюм?»
  Клиент:«Пуговицы не подходят». Портной:«А цвет, фасон вас устраивает?»
  Клиент:«Пуговицы здесь нужны другие». И ведь никто не спорит, о том что пуговицы не нужны или их нельзя поменять. Я поняла, что более конструтивного отзыва я не дождусь, да и понятно, никто не обязан. Поэтому, не вижу другого выхода как пиар. Господа пользователи, добро пожаловать в мой раздел. Буду рада любым комментариям. А вам Борис действительно спасибо, вы тактичный, терпеливый человек. В следующем рассказе вашим именем назову героя, и убью его. Можно не отвечать.>>>>>>



Надеюсь, Ольга, Вы понимаете, что если я буду разжёвывать каждое произведение из числа 162, поступивших для отбора в сборник «Аэлита/009», и писать на каждое «конструктивный отзыв», то мне придётся бросить работу, все остальные дела и месяца 2-3 только и заниматься написанием таких конструктивных отзывов. Поэтому сие и невозможно. Тем не менее, Вы напрасно думаете, что я не смотрел Ваш рассказ до конца. Смотрел – хотя и не вчитываясь в каждую букву. И увидел всё, что мне стоило увидеть.
 
Антураж, сцена действия и т.п. элементы «картины мира» произведения могут быть второстепенными, если само произведение выполнено в неком «аллегорическом» ключе. Типа – притча и т.п. У Вас же сугубо «реалистичный» рассказ – взять хотя бы откровенно порнографические его моменты — какая уж тут притча :-)))) ) Кстати, вот эти сценки реально не плохо получились. Возможно, стоит в этом направлении работать в сугубо реалистичной прозе?
 
Вот что очень плохо в рассказе (помимо взятых с потолка причин «гибели всего живого») – несколько длинных и нудно-лекционных вставок про то «как это было» (как мир погибал и т.п.). Подобные пояснения в текст следует вставлять очень «деликатно», иначе возникает тоскливое ощущение чтения некого очерка. Кроме того, по ходу есть пара откровенных несуразностей вроде как заявления о том, что «Артур тщательно запомнил координаты острова» ( откуда парень, никогда не учивший элементарную географию, мог вообще понимать, что такое «координаты»?!). Опять же всесильность Марго выглядит взятой с потолка – не понятно, на чём держится власть этой деспотичной бабёнки?
 
Замечание чисто из разряда «точности употребления описаний» (точнее – неточности): «…Две высокие скалы, на одной из которых находились покои, образовывали ущелье…» Уважаемая Ольга! «Две скалы» образовать «ущелье» не могут по определениям слов «скала» и «ущелье» (достаточно посмотреть значения этих слов).

Что касается Вашего заявления о том, что рассказ – «гимн мужчинам», то, простите великодушно, это, скорее, «реквием по слюнтяю».  Настоящий мужчина в подобной ситуации придушил бы властительницу, а не кидался бы с балкона.
 
Одним словом, рассказ, на мой взгляд, крайне не удачно сделан в плане «общего антуража картины мира» (это не самое ужасное), «лекционности» изложения некоторых моментов  (тоже достаточно легко правится) и общего сюжетного решения – самоубийства героя (получилась слезливая драммочка, но и это тоже поправимо).  При этом, несмотря на имеющиеся провалы, у рассказа есть потенциал, и его можно существенно улучшить. То есть, это не тот случай, когда рассказ можно «порвать и выбросить».
 
 
Относительно Клиента и Портного – а с чего Вы взяли, что Вы в данном случае «Портной», а отбирающие в сборник «Аэлита» – Клиент»?!?! Портной и Клиент до пошивки костюмчика обсуждают все детали – и фасон, и пуговицы, и цвет.
Скорее, в нашем случае это отношения «продавец–покупатель»: потенциальному «покупателю» не понравился товар, и он не обязан объяснять «продавцу», почему не нравится. Но, если «продавец» попросит и у «покупателя» есть свободная минутка, то он может и объяснить.
 
Насчёт Ваших замечаний про возможные медицинские осложнения. К образованию чего-нибудь не хорошего – не дай бог никому! – могут привести не только невысказанные обиды, но чрезмерное излияние желчи. Так что лучше иметь за правило: если высказали какую-то критику, пусть и короткую, но вполне «взвешенную» (а не типа крика некого «тролля»: «Всё тут дерьмо!»), то стоит не пытаться изливать обиды в желчегонной форме и посвящать критикующему одноимённых погибающих героев, а задуматься: всё ли хорошо я сама делаю как автор? Или Вы считаете, что Ваш рассказ не взяли только потому, что предвзято отнеслись? Нет, лично у меня «предвзятость» только одна в таких случаях – качество произведения. Разумеется, качество – как я это понимаю.
В любом случае — успехов в творчестве!


avatar
Борис, вы так раскритиковали девушку, что даже захотелось ознакомиться с ее опусом, ей-Богу. Почему две скалы не могут образовывать ущелье? Прекрасно могут.
avatar
Борис, здравствуйте! Здесь как-то читал (оно самое, кажется, есть и в условиях конкурса), что для опубликования принятых рассказов, возможно, потребуется внести взнос. Я готов этому в приемлемых пределах, если кое-какой из моих рассказов будет принят к печати.
avatar
Это имеет отношение только к рецензиям и рекламе. Если хотите обязательно получить рецензию, оплачиваете её; реклама оплачивается в любом случае. А участие, при попадании в сборник, бесплатное.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.