Отзывы по рассказам группы 4 и 5

Группа 4
Валерия Василевская, Галина Соловьёва – Дитя человеческое
Очень странное впечатление произвёл рассказ. С одной стороны – вроде бы, серьёзная тема. С другой – ощущение какого-то балагана, опереточности. Возникает это ощущение из-за, во-первых, именно как-то «по-комиксовому» прописанных большинства сцен (особенно сцен скандалов папы и мамы – ну ненатурально совершенно, именно как в оперетте!), а, во-вторых, из-за комичности нарисованной «картины мира» и «научных» обоснований процессов эволюции (и, особенно, «инволюции»). Как «юмористическое» произведение ещё бы как-то смотрелось, но оно явно не таким задумано. «Минус».

Васильев Я. – Тень героя
Очень люблю «звёздные войны», но очень редко встречаются действительно оригинальные произведения. Этот рассказ не стал исключением – написано не плохо, но как-то слишком шаблонно как в литературном, так и в «идейно» отношении. Автор давит на некий «героизм» и «патетику» – очень тонкие материи, не терпящие даже намёка на шаблонность, а тут от бесконечных шаблонов уйти не удалось – впечатление, что всё это уже читал где-то в других местах не один раз. Увы, сожалею, но «минус».

Владимирова К. – Четырнадцатый
Попытка написать некую притчу про некое место (а-ля сумасшедший дом?), в котором поселяются годы – 1914, 1917 и т.д. Сделана попытка в аллегорической форме расписать «судьбы» каждого года. Идея интересная, но, ИМХО, автор не раскрыла тему, за которую взялась. Всё достаточно литературно, но сюжетно – сумбур. «Минус»
Волкова С. – Умари
На мой взгляд, совершенно пусто и вторично в плане «фантастики». Это не фантастика, не фэнтези – это некая «Русалочка» Андерсена на японский манер. Или некий квазияпонский «сказ Бажова». В общем, шикарно написанный литературно, но в «идейном» смысле совершенно тривиальный рассказ-притча о том, как зла может быть любовь, но как ради любви могут пожертвовать многим. Может быть, для какого-то тематического издания данный рассказ пришёлся бы впору, но в сборнике «Аэлита» он явно чужой.

Гамаюнов Е. – Отряд ДБРШ-2 имени Кирилла Мерецкова
Что сказать? Обратная ситуация, о которой я говорил уже не раз в этом отборе, когда всё сетовал на отсутствие интересной идеи: идея интересная. Но… как-то всё-таки квасным патриотизмом немного попахивает. Я не любитель подобного, но это именно тот случай, когда хоть немного и «штамп», но штамп – «идеологически правильный». А это сильно отличает рассказ от тех штампов, которые только ради самих себя писаны. При этом написано литературно отлично, да и сюжет выстроен – это точно не зарисовка без концовки. В сборник.

Карпова З. – Град Метаморфный
Прошу прощения, но автор, по-моему, сам не понимал развитие сюжета далее десятка строчек. Полная сюжетная какофония. Какой-то набор сценок и сюжетных поворотов. Полный и, прошу прощения, бессмысленный сюр. Фантазию автора – да в разумно структурированное бы русло! Местами написано очень хорошо, местами – не очень (например, карикатурный диалог с «лекцией» Вовки про историю Мариинского театра выглядит откровенно опереточно). «Минус».

Катуков С. – Изумруды на обмен
Я прошу прощения, но ничего не понял – это, вообще, что? Набор абзацев, где последующий ещё как-то связан с предыдущим, но уже следующий – никак. Мне лично напомнило песню Высоцкого «А у дельфина вспорото брюхо винтом…» Как рассказывал сам Владимир Семёнович, песня, действительно, бессмысленная: она писалась исключительно для отработки «чувства рифмы». Данный рассказ, видимо, из подобной серии. Но сборник «Аэлита» не для такого – да, тут есть раздел «Юмор», но юмор не предполагает абсурд, прошу прощения. Как рассказ попал в лонг-лист, как  преноминаторы-то пропустили (хотя, честно скажу: не впервой порадаюсь некоторым высоким оценкам преноминаторов за явно не заслуживающие того рассказы)!
Книга И. – На отдельно взятой планете
Неплохой юморной рассказик. Чуть разочаровала концовка – ждал как бы «чего-то большего», но в целом на очень слабом фоне в раздел «Юмор» сборника вполне годится.
Котова К. – Чужак
Вот, наконец-то, ещё один рассказ, который не разочаровал. Хотя есть небольшое стилистический прокольчик: в самом начале вводится слово «часовой», и так вводится, что не сразу понимаешь, что относится оно к имени ГГ (мелочь, но не приятная, т.к. начинаешь сбиваться с чтения, пытаясь понять, кто есть кто, и этой мелочи ведь легко было избежать). В любом случае – рассказ, ИМХО, полноценный кандидат в сборник. Казалось бы, тоже, по большому счёту, зарисовка, эпизод, но насколько здорово проработан мир, интересны общие концептуальные идею сюжетного построения, да и общая фабула увлекательная. Некоторое неудовлетворение проистекает из-за того, что произведение выглядит частью чего-то большего – допускаю, что автор выдернул его из какого-то более крупного контекста. А если нет, то настоятельно рекомендую сделать на этой основе крупную форму (роман или, как минимум, повесть).
Решетняк С. – Музыка души
Вот странное впечатление от текста. Вроде и тема «прекраснодушная», и написано достаточно гладко (хотя есть несколько стилистических огрехов) – а ощущение какое-то…шаблонности, что ли? Как-то наигранно и надуманно, «театрально», по схеме какой-то всё. Условно не отклоняю, но под очень большим вопросом.
Тихонова Т. – Тонконог и Драгвакулла
Я не понял – с какого … Тонконог вдруг забыл имя Саломеи? Посмотрев в глаза девушке-птице? Почему?!.. А откуда люди-птицы узнали, что Саломея – девушка Тонконога?! Там все настолько друг с другом знакомы?..
В общем, мир описан интересный, но в сюжетном построении явно не хватает, во-первых, связности, а, во-вторых, какой-то большей «продуманности». Такое впечатление, что это некий конспект какого-то более крупного произведения – очень уж примитивно сюжет выстроен, словно дайджест какой-то. Ощущение сильной «сырости», и под произведение в таком виде как-то не хочется отдавать 60 т.зн. в сборнике. «Минус».
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Группа 5
Аранская Диана – Её звали Ева
Написано очень хорошо в смысле литературности – вот только язык описаний (все эти красивые метафоры и аллегории, которыми сыпет автор, из уст восьмилетнего мальчика выглядят крайне неестественно) являют собой явное несоответствие стилистики изложения герою произведения. Ну вот никогда не подумает восьмилетний мальчик о другом парнишке, например, так: «природа ещё не определилась, сделать ли его красивым или уродливым, и взяла паузу, чтобы вернуться к этому вопросу позже». Ну и т.д., и т.п.
Как «фантастика» рассказ очень слабый – стандартная, многократно тиражированная идея: на Земле, откуда ни возьмись, объявились существа из иного мира (как и что – совершенно не ясно, автор не раскрывает). Они пытались выступить в контакт с людьми, но люди их не поняли, и мальчишки сожгли дом, в котором обосновались чужаки. Вот и вся фабула и идея рассказа. Ни  грамма чего-то нового и оригинального автор, к сожалению, тут не сказал. Кстати, а с чего это чужаками потребовалось захватывать мозги буквально всех жителей деревни, но при этом оставить в стороне шестёрку основным героев? Ну, ладно – беременную девочку Еву они выбрали контактёром – понятно, а остальные? Ну и зачем им столько «рабов»? Уголь заготавливать? А зомби-дети зачем? Они как-то особо в спектакле не участвовали… Ну, и т.д., и т.п. И этот стандарный-престандартный ход: ну буквально во всех посредственный фантастических произведениях пришельцы, все, как один, умеют дистанционно вырубать электричество. «Минус», в общем.

Грудцов В. – Тесей и его корабль
Если Фланаган был монстром, то почему он им стал, каким образом? В чём причина? А если не стал, то как корабль мог «перепутать» человека с монстром? И потом, маленький момент чисто элемента из сюжетного построения: неужели корабль, наделённый искусственным интеллектом и могущий менять местами блоки в трюме, вообще не может точно определить местонахождение кого-то в трюме – не важно, монстра ли, человека ли? По-моему, тут явный логический провал.
Автор сам-то понимает, о чём его рассказ? Честно слово? в плане фабулы бессвязица какая-то. Я лично так и не понял ничего – кто монстр, кто не монстр, что с кораблём? Явно недоработанное нагромождение текста. Настолько сырое произведение и не стоило посылать для отбора в сборник «Аэлита».
Кукушкина И. – Одна из его женщин
Однозначно – «минус», т.к. это – НЕ ФАНТАСТИКА (примерно то же, что и с рассказом «Принц без тайны»). В чём тут фантастика?! Где она?! В чисто антуражном факте, что ГГ открыл, якобы, какую-то новую методику химеотерапии?! Фантастика, где ты? Это незамысловатый рассказик о любви и ревности, не более. Причём, не очень хорошо написанный стилистически, т.к. присутствует явный переизбыток диалогов. «Минус».
Линник З.– Не смотри в разбитое зеркало
Удивительно пустая и бессмысленная «страшилка» на уровне тех, что рассказывали в моё время в детском саду и младших классах средней школы, сидя у костра или в тёмной комнате. Большой-большой «минус». Как преноминаторы пропускали такие рассказы?!..
Макс Гранёных – И стар, и млад
Неплохая юмореска про то, как и что не надо писать. Перегиб, конечно, немного, что в Советские времена фантаст получил бы Государственную премию, но спишем на «юмор». К недостаткам я бы отнёс, во-первых, чрезмерный объём (всё-таки 38 т.зн. для произведений такого рода – многовато). И, по-моему, не очень «в тему» концовка – как-то с «потолка» она приделана, просто, чтобы закончить, что ли?
Рекомендую автору попытаться подсократить текст – есть там «вода», можно выжать, и, может быть, переделать концовку. Вряд ли он успеет это сделать (если вообще захочет) до окончания собирания сборника (на это у автора есть дней 10-12, не больше), но если сделает, а в сборник не успеет, я готов рассмотреть рассказ для «Уральского» Следопыта».

Максименко В.– Дом привиденский
Очень долго – ровно половину рассказа – идут гладко написанные, но совершенно тривиальные повествования о пацанской житухе в определённом месте и определённое время.  К этому моменту мне стало откровенно ску-учно! Да и дальше интереснее не стало. История с привидениями – банальна, то, что описано далее – некий намёк на «ужастик», но не более того. По большому счёту – рассказ ни о чём, и как «фантастика» откровенно слабый. «Минус».
Максименко В.– Есть Двойка!
Рассказ вызвал сожаление. Вроде бы неплохая идея (хотя идей о том, что параллельные вселенные могут быть идентичными, выдвигалась не раз), но… Очень уж предсказуемо всё получилось: я, если честно, не часто угадываю сюжеты, но тут практически сразу стало понятно (раньше, чем это «понял» ГГ), что произошло. И даже сама концовка угадалась (что во Вселенную-1 отправят ГГ из Вселенной-2, а первый Влад останется).
Да и «логика» немного натянутая: почему бы при, якобы, ПОЛНОЙ идентичности двух Вселенных, люди бы там различались, как различаются два Влада? По-че-му? Если там вообще имеют место такие различия, то (даже если предположить, что при рождении обе вселенные были реально идентичны), то за время их существования различий бы накопилось столько, что вряд ли на Станции присутствовала бы подборка людей с теми же самыми фамилиями, и т.д., и т.п. В общем, как-то неубедительно всё обставлено. Идея вызывает больше вопросов типа «А как это?..», чем удовлетворения от прочтения текста. Не хочется ставить «минус» (всё-таки – твёрдая НФ), но очень уже «прозрачный» и «безинтрижный» рассказ.
Объедков И. – Сансара
Ещё одна вариация на тему саймаковского «Поколения достигшего цели» и т.п. произведений о потомках экипажа космического ковчега, потерявших знания предков. Единственное, что хорошо – замысел о корабле, провалившемся в пещеры (это достаточно оригинально чисто по построению ситуации). Риторический вопрос про «логику»: юноша Туур сходу за пару минут разобрался во всех премудростях в рубке управления корабля. Что мешало сделать это же самое Корну, который нашёл вход в рубку задолго до этого, разобрался, как пользоваться прибором ночного видения и оружием? Ничего не мешало – просто автору «так захотелось». А стоило и о «логике» подумать. «Минус».
Шиков Е. – Дебилка
Душевный (или душещипательный?) постапокалиптический рассказ. Но сам по себе, вот как есть – не более чем зарисовка. Возможно, рассказ был бы интересен в виде новеллы в неком постапокалиптическом романе, где в наборе других новелл рассказывалось бы о причинах катастрофы, судьбах отдельных людей и т.д., и т.п. (Кстати, дарю автору идею – а почему нет? Постпакалиптического романа в новеллах ещё не писали). А так… Как-то очень недоделанно смотрится.
Шиков Е. – Занавес
Вообще, стреляя из какого либо оружия, нажимают не на «курок», а на «спусковой крючок». Курок только взводят! Автор также путает частицы «не» и «ни» (советую обратить на это внимание, а то как-то обидно при высоком, в целом, литературном уровне текста). Но это мелочи, конечно. Вообще вещь сильная, только есть некоторые «логические» слабины (точнее – перегибы). Во-первых, надуманная ситуация с агентом, С чего бы, например,  полиции в России гоняться за агентом японской корпорации, да так, чтобы без предупреждения открывать шквальный огонь? Согласитесь, слишком фантастично даже для фантастики. Во-вторых, почему в квартиру где всё заканчивается, не явилась полиция? Хотя её обещали, между прочим! В-третьих, ход, конечно, хороший в конце (кстати, я начал о нём догадываться), но каким образом Эби материализовалась? И вот ведь что удивительно: у этой короткой повестушки при всём этом есть какое-то очарование, которое заставляет не слишком сильно замечать эти «логические» натяжки. В обще, ставлю пока как «кандидата в сборник». Но очень сильно рекомендовал бы автору чуть поубавить швальный огонь во многих местах текста – пореалистичнее сделать.


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.