Рецензия на роман в новеллах "Убит поток" Романа Власова
- написал: BorisDolingo
- 0
- 0
12+
Три как будто бы разных произведения – детектив, любовная история и полумистический-полубытовой рассказ, объединённые одной темой: что будет после 1984 года? Да, вот именно: предпринята попытка рассмотреть Оруэлловскую антиутопию под несколько иным углом зрения. Сам Оруэлл до этого почему-то не додумался – возможно, потому, что поставил себе абсолютно другую задачу: показать надвигающееся на людей тоталитарное общество так, чтобы все ужаснулись. Все и ужаснулись.
И в этом, наверное, заключается ограниченность англосаксонской фантастики в целом: блестяще показывая «страшилки» (взять хотя бы классику: Уэллсовскую «Машину времени», где классовое расслоение общества доведено до абсурда, до физических изменений в облике человека) она, тем не менее, не может – или не хочет – показать пути выхода из того искусственного тупика, в который сама себя и загоняет. Очевидно, это происходит в первую очередь по той причине, что люди «у них» рассматриваются как бездушные винтики, бессловесные существа, безропотно выполняющие все идущие «сверху» предписания. И в то же время ОНИ сегодня обвиняют НАС в тоталитаризме!
Наша фантастика – иная: во главу угла она всегда, даже в самые сложные для неё времена, ставила и ставит человека, его переживания, мысли, душевные ценности и поступки. Порой нелогичные, но зато идущие «от души». И пусть это порой приводит к непредсказуемым результатам – как в литературе, так и в жизни, – но именно поэтому мы всегда можем сказать: так, как написано, как предсказано в любой утопии или антиутопии – не будет. Будет, может быть, хуже, но не так.
Итак, имеется общество, государство, руководимое Программой – вероятно, каким-нибудь суперкомпьютером. В общем, почти по Оруэллу. И людям – всего-навсего – нужно лишь исполнять то, что предписывает Программа. Но… но человек во все времена и при всех условиях остаётся, прежде всего, человеком. Его не устраивает слепое и тупое следование предписанным штампам и шаблонам действия и поведения, он хочет – во что бы то ни стало! – докопаться до истины. И побеждает.
Не все способны на самостоятельные поступки – и тем самым они уподобляются именно «винтикам». Но имеется и другой путь… который и показывает автор. Именно человечность – вот спасение от тотальной регламентации и жизни под диктовку. Как бы ни было хорошо просчитано Программой, в человеке всегда находится место сомнениям, а значит – и иным вариантам развития жизни.
И пусть эти «иные варианты» ещё предстоит найти, но они есть, и это даёт надежду на то, что до ужаса зарегламентированный мир человечеству всё-таки не грозит.
Сергей Трищенко -
писатель,
ведущий редактор ЭИ «Аэлита»
0 комментариев