Отбор в сборник: отзывы по крупным произведениям (> 90 т.зн.) от Бориса Долинго

Крупные произведения (более 90 т.зн.) читали мы с Андреем Бочаровым, разделив их поровну между собой. Вот мои оценки прочитанного (плюс один рассказ, «Бабочка», который потом Андрей попросил посмотреть дополнительно): 
 
Андрей Зимний – Сказка для моего волка
 
Довольно лирично-драматичная сказка (хотя и явное НФ), написанная очень приличным литературным языком. При этом скудость сюжетной фантазии, увы, налицо: автор, как мне кажется, слишком находится под впечатлением фильмов типа «Обитель зла», «Ходячие мертвецы» и прочей подобной ахинеи, потому что, к великому сожалению в плане фантазии дальше уровня этих киношек не продвинулся. А литературно, повторяю, сделано хорошо (даже, я бы сказал, отлично). При том, что я в целом от повести не в восторге, потенциально ставлю кандидатом (если совсем ничего иного не будет из произведений, объёмом более 90 т.зн.) для раздела ЗВ.
 
 
Валерия Василевская – Кристина
 
Незамысловатая поделка про «мутантов и будущее», написанная с немалым, на мой взгляд, количеством нестыковок «логики» описываемой картины мира. Из-за чего в эту «картину» нет никакой веры. Литературный язык при этом вполне приличный, отдаю должное, но моя оценка – «минус».
 
 
Долматович Е. И. – Дорога из красного камня
 
Чрезвычайно драматичная вещь, хорошо сделана литературно, но весьма средняя в плане «фантастичности» сюжетной идеи – типичная мистико-фэнтези с попытками копания в душевных переживаниях героини, часто с физиологическими подробностями (например, про капельку крови на конце члена после полового акта). Возможно, сделай автор просто небольшую повесть в жанре современной прозы, получилось бы более «естественно» и, значит, лучше. Для конкретно нашего сборника фантастики не подойдёт.
 
 
Лыков А. – Творец
 
Удивительно! И снова – очень неплохой литературный язык, но явный провал в деле создания увлекательной сюжетной идеи. Автор словно всё время, пока писал, пытался придумать, как же сделать эту идею интересной, увлекательной, но так ничего и не придумал. Начал с одного посыла для формирования такой идеи, да так его и не развил, а затем вообще уехал куда-то в сторону. В результате после прочтения остаётся один вопрос: «Зачем это написано?» 
 
 
Парфин П. – Единороги
 
Откуда в России (или на Украине) – а действие явно где-то там происходит (коли есть «гаишники», например), имена вроде Юти, Дик (судя по всему, это именно имена, а не прозвища) и, тем паче, Керуак?! Смысла в подобных именах в сюжете не видно никакого. В целом впечатление, что автор к середине рассказа напрочь забыл, с чего начал: нет никакой плавной и естественной логической связи в развитии сюжета. А что такое «крижали»? Не знаю такого слова. В общем, удивительно слабый в сюжетно-идейном плане рассказ – полная бессвязица в смысле сюжетной линии, нагромождение сценок без смысла. Но при этом, к сожалению, вполне прилично литературно написанный (в плане языка и стиля). Не понимаю, как такое может быть: прилично владеть словом и при этом не контролировать логику сюжетного построения?
«Минус».
 
 
Тимошин В. – Чужое небо
 
Прошу прощения за прямоту, но это – посредственно-дешёвый космо-боевичок с попытками выжать слезу из читателя. «Минус».
 
 
Титова А. – Дом среди дорог
 
Очень напоминает что-то от Александра Грина, очень «чувственно». Но манера не понравилась манера изложения – этакое повествования от лица залихватской и при этом весьма «романически и сексуально озабоченной» девушки-автостопчицы. При этом повествование постоянно сваливается в некий «поток сознания» с попытками якобы «самоиронии» героини. Под большим вопросом. 
 
 
Евлахова А. – Бабочка
 
Рассказ как бы очень «чувственный и трогательный», литератуно всё в порядке. Но, увы, на мой взгляд, этого маловато для того, чтобы называться «хорошей фантастикой». Прежде всего, у меня не сложилось никакой картины мира, который описывает автор (точнее, веры в неё). С одной стороны всё как-то фэнтезийно, с другой – вроде бы мир этот «технологический». В результате – неубедительно. При том – целых 92 т.зн., многовато слов для данной «сюжетной идеи», и возникает ощущение какой      -то «тягучести», устаёшь от текста. Возможно, если бы всё то же автор попытался сказать в объёме текста раза в 2 меньшем, получилось бы более «ярко». А под такой объём и в таком виде мне, если честно, жалко столько страниц в сборнике отдавать.

Отзывы Бориса Долинго по рассказам группы 1 и 2 из лонг-листа сборника "Аэлита/011"

ГРУППА 1
 
Бакулина Е. — Гони его прочь
Литературно прекрасно, есть некий «замысел» показать, что мёртвые, якобы, человечнее живых. Но реально – к великому сожалению – в тексте нет никакого намёка на обоснование описанного «феномена». В результате всё выглядит несколько недоделанной «зарисовкой», не ощущается «законченности».
 
Бакулина Е. — Стражи Ишме-Шмаша
Краткая фабула: в неком царстве-государстве на границе с якобы миром злых духов  нашёлся один пришлый умный, кто понял, что духи эти – просто звери, и их можно убивать. Собственно, вот и весь сказ, сдобренный некоторым количеством «философических» рассуждений, драматической составляющей «про любовь» между воином и дочерью убитого им противника. Фантастическая идея тут, скажу прямо, на мой взгляд, не ахти какая, даже для жанра фэнтези. Хотя написано качественно в смысле «литературы». В общем-то, кандидат в сборник, на мой взгляд, хотя и не безусловный.
 
Бауман Н. — Когда весь мир разучится любить
Литературно хорошо (как и почти всё здесь). Конечно, по фант.идее нельзя сказать, что сверх оригинально, но, по крайней мере, вполне последовательно выстроен сюжет. При этом есть «чувство» и «мораль». Кандидат в сборник, на мой взгляд.
 
Иванов Ю. — Поговори со мной
Хм… Буду откровенен: ожидал от Юрия большего. Дракон ворует принцесс и убивает их только потому, что «глупые бабы» не хотят с ним «поговорить»… Как-то «торопливо» сделано, по-моему. Да и сюжетно-идейно уж очень «простовато» реализовано. Не уверен, что стоит брать в «кандидаты» – разве что, если в раздел «Юмор» не наберётся хотя бы ещё 3-4 произведений.
 
Ида Мартин, Мария Сергеева — В хаусе
Зарисовка на темы «компьютерных страшилок-стрелялок, причём — на основе не самых «умных» по сюжетам игрушек. В общем-то, литературно хорошо, претензий нет, но сюжетно и в плане «фант.идеи», прошу прощения, примитив. А концовки просто нет. Попытка стёба над игрушками?!.. Ну так ведь стёб подразумевает хоть какую-то «сатирическую переработку» игровых сюжетов и т.п., а тут что – где он, стёб-то? Фанфик какой-то, причём слабый (именно по «идее»). Зарисовка, не рассказ (хотя и длинная зарисовка).
Кстати, поспешу откреститься от обвинений (а таковые явно могут иметь место), что рассказ мне не понравился потому, что «ты, Борис, не играешь в компьютерные игры и поэтому оценить не можешь». Не угадали – играю, очень давно (в первый Fallout,  например, сыграл ещё в 1998 году), и поэтому в теме разбираюсь. :-))
 
Милова Анна — Принц без тайны
Хорошо как «литература», но скучно и банально, если рассматривать этот текст как «фантастику». Автор интригует некой «тайной», заключённой в герое по имени Игорь – и в результате вся «тайна» (т.е., типа, «фантастика» данного произведения) сводится к нелепой «догадке» подружки героини (или кого-то, кто реально письмо отправил) о том, что Игорь – «наблюдатель». Класс! (Самое главное – вопросов, а кто такие «наблюдатели» и т.д., у ГГ не возникает – а зачем, и так ведь ясно :) ).
По уровню своей фантастичности годах в 1960-х рассказ сгодился бы для журнала вроде «Пионер», но сегодня это никуда не годится именно как ФАНТАСТИКА. Кстати, если бы автор сделал это в качестве обычной прозы (про то, как девочка-подросток сначала видела в мальчике некую «тайну», а потом, когда они уже взрослые стали жить вместе, поняла, что принц-то реально «без тайны», да, к тому же, банальный нахлебник и бездельник – почему, собственно, и болтался с малолетками, что ничего из себя не представлял ни в юности, ни, тем паче, во взрослой жизни), то могло бы, возможно, выглядеть совсем неплохо (т.к. автор словом явно владеет, в отличие от умения создавать «тайны»). Но как «фантастика», написанная в 21 веке, это крайне слабо.
Очень удивлён, почему Женя Лотош, который обычно очень строг и придирчив к оригинальности фант.идеи и к «логике» сюжета, поставил данному рассказу аж два «плюса»?!.. Ведь это просто не фантастика (а вот очень неплохую «обычную» прозу, повторяю, из данного сюжета можно сделать).
 
Решетняк С.- Бунт Беличьей кисточки
Здесь буду краток: была попытка пошутить, но шутки, ИМХО, не получилось. Уровень «шуточной фант.идеи», по-моему, на уровне студенческой стенгазеты. Хотя литературно тоже вполне гладко – отдаю должное.
 
Скоробогатов А. — Лифтёры
Сейчас меня обвинят, что протаскиваю знакомого автора. Но реально – первый рассказ (а читал я в алфавитном порядке), который мне однозначно нравится: есть и «идея», и «литература», и «логика» сюжета нормальная (вообще вполне можно повесть, если не роман сделать на эторй основе!). Однозначно – кандидат в сборник.
 
Цуркан В. — И придёт Сукин Сын
Неплохой стёб по поводу игры слов «god-dog», но у автора в тексте почему-то проскользнуло и слово «бог», что немного не стыкуется с общей «логикой» названий (автор, видимо, забылся по ходу написания?). В принципе, весьма забавно. И литературно очень даже гладко. Кандидат в раздел «Юмор». Только рекомендую автору, пока есть время, пройтись по тексту, ещё раз всё проверить (в т.ч., и «логичность»: проверить – уместно ли слово «бог», например) и прислать подчищенный вариант.
++++++++++++++++++++++++++++++++
 
ГРУППА 2
 
Бриз Е. – Вымерший вид
Читал ранее у автора два  романа — очень сильно сделаны! А вот с этим рассказом… Чёрт, ожидал большего. Рассказ недоделан, недодуман. Попытка сварганить нечто в стиле Шекли? Но… не вышло. Есть, например, ужасающий провал «логики» со взрывом чемоданчика (каким образом взрыв уничтожил звездолёт, но не уничтожил героев, находившихся гораздо ближе к месту взрыва?! Потому что автору «так надо», да?). Конфликт людей и постлюдей надуман даже для «юморного» рассказа. Рассказ надо либо основательно править (время ещё есть) – либо однозначно «минус».
 
Коваленко Т. — Следы на песке
«Литературно» снова очень неплохо – и очень плохо в плане «фантастики». Давным-давно, ещё в классе в 5-6, кажется, читал рассказ про то, как люди стали «автомобилями» – носили на себе автомобили, как костюмы, как часть своего тела. Не вспомню название и автора, написано, вроде бы, годах в 1950-х, если не раньше; явно это была пародия на американскую «всеобщую автомобилизацию. Так вот: тот рассказ был куда более оригинален и убедителен, даже несмотря на то, что в те годы автору и невдомёк было компьютерные дела приплести, какую-то киборгизацию и т. п. А тут – и не оригинально, и совершенно не убедительно (Ага, люди перестали ходить, только ездят на автор. Но при этом автомобили ведь не стали частью тела человека! Люди по-прежнему выходят из них и т.д. И при этом нужно поверить, что почти все люди ХОДИТЬ разучились? НУ НЕ ВЕРЮ!)
 
Котова К., Зеленков В. — Хозяин Приливов
И снова с «литературой» всё в рассказе ОК, всё очень хорошо написано – и, вроде бы, перед нами  качественное «литературное фэнтези». Правда при этом у меня всё время возникает ощущение, что всё двадцать раз читано – какое-то всё «стандартно-качественное». А, по большому счёту, если отбросить обычную фэнтезиную ерунду (про мгновенное обращение в птиц и т. п.), то это никакая не фантастика вообще, а рассказ о том, как один язычник доказывает другому, что верование того не есть истина. Но, повторяю, написано очень даже хорошо. Будем считать, что условно – кандидат.
 
Ревзин И. и Маланина С. — Отвергнутые Сансарой
Собственно, достаточно всё стандартно: есть некий мир нелюдей, есть любовь брата к сестре, которая (непонятно как – похитили?) ушла в этот мир. И внутренняя борьба махараджи с самим собой по массе политических и нравственных при определённом нагромождении а-ля индуистской философии. В какой-то мере спасает текст хорошая «литература». Очень условно запишем в кандидаты (хотя и снова  — фэнтези).
 
Сороковик А. – Синяя лихорадка
Увы, пока это самый слабый во всех отношениях из прочитанных рассказов. Во-первых, автор постоянно перестраивает сюжет так, как ему приходит в голову на определённом этапе написания – это называется «что хочу, то и пишу, и плевать на логику». Зачем, спрашивается, было сбрасывать тела умерших от «лихорадки» обратно на планету?! Не проще ли было в космосе оставить? Если уж не сжечь? Нет, конечно, не проще: ведь автору НАДО вернуть героев на планету – значит, будем туда отправлять тела на посадочном модуле (хотя при этом уже о том, что модуль будет заражён, никто не думает!). Идея про «духов планеты» явно родилась, когда автор не знал, как же закончить рассказ. Этакий «рояль в кустах», «бог из машины», в общем. Кроме того, для общего развития, автору стоит знать, что вирусные заболевания антибиотиками не лечатся. Поэтому (хотя на отдельные крупные вирусы некоторые антибиотики и действуют), но писать, что против вирусного заболевания применяются антибиотики, мягко говоря, не есть хорошо.
 
Чёткина Е. — Лучшее лекарство
Рассказ, безусловно, очень «добрый», но для включения в сборник этого маловато. В том виде, в каком это сделано, он, увы, всего лишь зарисовка, причём довольно схематично-поспешная.

Оценки преноминаторов по всем рассказам, поданным на отбор в сборник "Аэлита/011"

Вывесил таблички с оценками преноминаторов по всем рассказам.
Рассказы были разбиты на 5 групп по 40 рассказов в каждой.
В каждой группе должно быть по 4 преноминатора, но в 3 и в 4 группах по одному преноминатору оценки не прислали. По многим рассказам есть еще моя дополнительная оценка.
Рассказы объемом свыше 85 килознаков преноминаторы не смотрели, только мы с Борисом Долинго. Возможно, один или два из этих рассказов будут включены в лонг-лист, сейчас не готов это сказать.
Поскольку здесь очень сложно вывесить таблички с форматированием — то вывешиваю в ЖЖ. А все вопросы — обсуждаем здесь.
Ссылки:
jinn-and-tonic.livejournal.com/4766.html
jinn-and-tonic.livejournal.com/4935.html

Всех — с Рождеством!
:-))

Лонг-лист "Аэлиты" - дополнение




Максименко Виталий            Мы обязательно встретимся  25        НФ
Бауман Надежда          Галерея добрых дел 34        НФ
Оскарова Надежда      О чудесах, шарлатанах и закатном солнце          40        Ф
Бобровская Лада         Холодный сон          37        Ф
Далешина Наталья      Мелодии старого города     30        Ф
Зеленков Василий      Автофеи        32        НФ
Коробкова Ольга        Как приручить принцессу  25        Ф
Кай Ольга        Убить шефа   23        НФ
Книга Игорь    Будет война   12        Ф
Власенко Лев  Гончие Дартмура          27           Ф
Власенко Лев  Точка невозврата          40           НФ
Федоров Андрей           Без возврата    37           НФ

Это ранее отобранные рассказы — в основном, с конкурса-семинара Креатив, и два рассказа — из самотека в «ФанCity».

Подарок к Рождеству! или Лонг-лист (часть первая и основная)


Милова Анна   Принц без тайны, капитан без корабля
Цуркан Валерий         И придет Сукин Сын
Бакулина Екатерина   Гони его прочь!
Бакулина Екатерина   Стражи Ишме-Шмаша
Бауман Надежда          Когда весь мир разучится любить
Иванов Юрий Алексеевич    Поговори со мной!
Мартин Ида, Сергеева Мария           В хаусе
Решетняк Сергей        Бунт «Беличьей Кисточки»
Скоробогатов Андрей Валерьевич  Лифтёры
Бриз Евгений   Вымерший вид
Коваленко Татьяна АлександровнаСледы на песке
Ревзин Игорь и Маланина Светлана           Отвергнутые Сансарой
Сороковик Александр Борисович    Синяя лихорадка
Чёткина Екатерина     Лучшее лекарство
Котова Ксения и Зеленков Василий            Хозяин Приливов
Оскарова Надежда      Мастер на все руки
Аранская Диана          Проект Бустер
Бабич Артур ВладимировичСамсон
Бриз Евгений   Циферблат
Лагунова Марина       Калеки
Лагунова Марина       О бесах и крайностях
Хабарова Елена Игоревна     Потусторонняя история
Городов Владимир Евгеньевич        Но избави нас...
Демченкова Дарья      Чернокнижник
Лычёв Александр Павлович«Звёздные войны» — ещё одна «не та дверь»
Гамаюнов Ефим          Отряд ДБРШ-2 имени Кирилла Мерецкова
Книга Игорь    На отдельно взятой планете
Решетняк Сергей        Музыка души
Тихонова Татьяна Викторовна         Тонконог и Драгвакулла
Катуков Сергей Сергеевич   Изумруды на обмен
Волкова Светлана       Умари
Владимирова Ксения Сергеевна      Четырнадцатый
Котова Ксения Васильевна   Чужак
Васильев Ярослав       Тень героя
Валерия Василевская, Соловьева Галина   Дитя человеческое
Карпова Зоя Марленовна      Град Метаморфный
Шиков Евгений          Дебилка
Максименко Виталий            Есть Двойка!
Шиков Евгений Сергеевич   Занавес
Макс Граненых           И стар, и млад
Максименко Виталий            Дом привиденский
Грудцов Виталий ПавловичТесей и его корабль
Кукушкина Ирина      Одна из его женщин
Аранская Диана          Её звали Ева
Объедков Илья            Сансара
Злата Линник  Не смотри в разбитое зеркало

«Теперь позвольте пару слов без протокола» ©
В лонг-лист вошли все рассказы, получившие положительные, в той или иной степени, оценки у преноминаторов. Хотя лично у меня ко многим из этих рассказов очень кислое отношение.
Но, как уже писал, я не «режу» не понравившиеся мне рассказы. Пусть окончательное слово будет за Борисом Долинго.
Если не ошибаюсь, только один рассказ я включил в лонг-лист «своей властью». Это — «На отдельно взятой планете», автор Игорь Книга. Мне кажется, некоторые преноминаторы его недооценили.
В прошлом году уже была подобная ситуация с прекрасным рассказом Елены Щетининой «Ждать», который «нахватал» минусов у преноминаторов, и поэтому я его не посмотрел. Что самое забавное, именно Игорь Книга потом обратил мое внимание на этот рассказ. А этот рассказ в прошлом году потом прекрасно сыграл сразу на нескольких конкурсах и отборах. В сборник его уже было поздно ставить, но Борис его взял в «Уральский следопыт», должен выйти в февральском номере.
К чему я это все рассказываю? Накладки бывают, и никто от них не застрахован. Прочесть все 240 конкурсных рассказов мы с Борисом физически не можем. Но, по крайней мере, стараемся читать даже те рассказы, которые не очень хорошо пошли у преноминаторов.

З.Ы. Чуть позже в лонг-лист будут добавлены рассказы, которые были предварительно отобраны с конкурса-семинара «Креатив». В этом году не было возможности провести отдельный конкурс, поэтому несколько рассказов были отобраны с прошедших конкурсов.
З.Ы.З.Ы. Оценки — см. туточки:
jinn-and-tonic.livejournal.com/4440.html

Новый год - новый роман в ЭИ "Аэлита"

В новогоднюю ночь ЭИ «Аэлита» дарит читателям новый роман Владислава Кетата — «Дети иллюзий». Это ностальгическое повествование о Москве 90-х и о людях, которых были молоды 20 лет назад…

Новогодние подарки. Часть вторая

Еще в двух группах собраны оценки всех преноминаторов.
И в лонг-лист «автоматом», без моей дополнительной оценки, выходят следующие рассказы:
Из второй группы:
Котова Ксения и Зеленков Василий         Хозяин Приливов
— кстати, это единственный рассказ в этой группе, который получил три положительных оценки из четырех. По другим рассказам-кандидатам — полное расхождение оценок.

Из пятой группы:
Злата Линник           Не смотри в разбитое зеркало
Макс Граненых        И стар, и млад
Объедков Илья         Сансара
Шиков Евгений       Занавес

Этих авторов, а также всех остальных — с наступающим Новым Годом!
:-))

Новые книги в декабре 2014 г.

В декабре 2014 года ЭИ «Аэлита» представляет роман нашего известного автора Александра Антонова "Звёзды против свастики" (первая часть книги 4 альтернативной саги «Красным по белому»). Кhоме этого, выходят книги двух новых авторов - научно-фантастический роман "По ту сторону" Сергея Щипанова и сборник детективных повестей "Дознание Феррари" Владимира Колабухина.