Вести с полей. Выпуск девятый

«Солдат спит, а служба идет» ©
Хорошо быть автором! Отослал рассказ — и спи, отдыхай.
А бедные преноминатры, не смыкая глаз и в поте лица своего, их читают...
Ну а про себя — уж и не говорю… :-))
Аки белка в колесе кручусь, верчусь.
И крупняк уже весь прочел, и рассказы из групп почитываю, и новую подборку рассказов в «Уральский следопыт», ну и еще на «Пролете Фантазии» какие-то рассказы почитываю и отзывы на них пописываю.
А лонг-лист, думаю, будет по плану — в начале-середине января. Где-то с десяток попаданцев уже точно знаю.
Но не скажу… :-Р

Рецензии на новые книги наших авторов


ЭИ «Аэлита» представляет рецензии на книги:
 
1. Станислав Пляскин, сборник фантастики «Оставаться людьми» (прочитать рецензию – iaelita.ru/blog/reviews/65355.html);
2. Александр Вальман, мистическая детективная повесть «Караван» (прочитать рецензию – iaelita.ru/blog/reviews/66080.html)
3. Романа Власов, роман в новеллах «Убит поток» (прочитать рецензию – iaelita.ru/blog/reviews/66081.html).
4. Алиса Рекунова, сборник стихов «Шёпот далёких морей» (прочитать рецензию — iaelita.ru/blog/reviews/66082.html).
 
Эти книги можно приобрести на крупнейшем портале электронных книг «ЛитРес» и литературных сайтах, сотрудничающих с ним.

Рецензия на сборник стихов Алисы Рекуновой "Шёпот далёких морей"


16+
Писать рецензии на стихи очень трудно. Особенно на подборку стихов: тут всегда имеются разножанровые подходы, калейдоскоп образов, метафор и сравнений.  А уж на хорошие стихи трудно вдвойне. Потому что стихи действительно хорошие. Даже удивительно: давно не приходилось читать ТАКИХ стихов. Может быть, врут  – или заблуждаются те, которые говорят, что поэзия давно исчерпала себя. С другой стороны, что там поэзия – для некоторых и литература себя уже исчерпала.
Но вот открывается подборка стихов Алисы Рекуновой– и происходит чудо: возрождается и Литература и Поэзия. А значит, никогда не стоит терять оптимизма: как бы ни было плохо в данный момент, надо всегда помнить, что вслед за ненастьями обязательно появится солнце.
Но это не просто стихи, это ещё и фантастические стихи – не в плане полёта фантазии над сюжетом, а стихи, рассказывающие о космосе, о Вселенной, о великом и малом, о будущем и о прошлом, об их взаимосвязи и противопоставлении, о парадоксах и неожиданностях. То есть стихи эти несут на себе все привычные для знатоков отпечатки фантастической литературы, причём литературы научно-фантастической, в истинно-изначальном понимании её предназначения. И, как настоящая научно-фантастическая литература, стихи рассказывают не о будущем вообще, не о научных и технических достижениях – тогда бы они не были стихами и не были бы хорошими. Нет, они, как и положено НАСТОЯЩЕЙ литературе, рассказывают о чувствах людей, об их взаимоотношениях, о мыслях и словах – тех самых, которые порой очень трудно найти, но которые так важны и нужны.
Считается, что в стихах нежелательно использовать технические термины, но ведь это – научно-фантастические стихи, тем более что никаких непонятных слов тут и и не используется. Зато картины получаются зримыми, достоверными: такое действительно может быть. Или уже есть…
Я специально не цитирую ни строчки из стихотворений – их очень сложно вырвать из контекста. Да это и не нужно: читайте – и вы всё поймете и почувствуете сами.
 
Сергей Трищенко -
писатель,
ведущий редактор ЭИ «Аэлита»

Рецензия на роман в новеллах "Убит поток" Романа Власова


12+
 
Три как будто бы разных произведения – детектив, любовная история и полумистический-полубытовой рассказ, объединённые одной темой: что будет после 1984 года? Да, вот именно: предпринята попытка рассмотреть Оруэлловскую антиутопию под несколько иным углом зрения. Сам Оруэлл до этого почему-то не додумался – возможно, потому, что поставил себе абсолютно другую задачу: показать надвигающееся на людей тоталитарное общество так, чтобы все ужаснулись. Все и ужаснулись.
И в этом, наверное, заключается ограниченность англосаксонской фантастики в целом: блестяще показывая «страшилки» (взять хотя бы классику: Уэллсовскую «Машину времени», где классовое расслоение общества доведено до абсурда, до физических изменений в облике человека) она, тем не менее, не может – или не хочет – показать пути выхода из того искусственного тупика, в который сама себя и загоняет. Очевидно, это происходит в первую очередь по той причине, что люди «у них» рассматриваются как бездушные винтики, бессловесные существа, безропотно выполняющие все идущие «сверху» предписания. И в то же время ОНИ сегодня обвиняют НАС в тоталитаризме!
Наша фантастика – иная: во главу угла она всегда, даже в самые сложные для неё времена, ставила и ставит человека, его переживания, мысли, душевные ценности и поступки. Порой нелогичные, но зато идущие «от души». И пусть это порой приводит к непредсказуемым результатам – как в литературе, так и в жизни, – но именно поэтому мы всегда можем сказать: так, как написано, как предсказано в любой утопии или антиутопии – не будет. Будет, может быть, хуже, но не так.
Итак, имеется общество, государство, руководимое Программой – вероятно, каким-нибудь суперкомпьютером. В общем, почти по Оруэллу. И людям – всего-навсего – нужно лишь исполнять то, что предписывает Программа. Но… но человек во все времена и при всех условиях остаётся, прежде всего, человеком. Его не устраивает слепое и тупое следование предписанным штампам и шаблонам действия и поведения, он хочет – во что бы то ни стало! – докопаться до истины. И побеждает.
Не все способны на самостоятельные поступки – и тем самым они уподобляются именно «винтикам». Но имеется и другой путь… который и показывает автор. Именно человечность – вот спасение от тотальной регламентации и жизни под диктовку. Как бы ни было хорошо просчитано Программой, в человеке всегда находится место сомнениям, а значит – и иным вариантам развития жизни.
И пусть эти «иные варианты» ещё предстоит найти, но они есть, и это даёт надежду на то, что до ужаса зарегламентированный мир человечеству всё-таки не грозит.
 
Сергей Трищенко -
писатель,
ведущий редактор ЭИ «Аэлита»
 

Рецензия на мистический детектив "Караван" Александра Вальмана


18+  — есть ненормативная лексика
Перед вами – мистический детектив. Череда убийств, реки крови… И на этом фоне – таинственный Караван, который идёт по судьбам людей… Именно так: передвижение Каравана связано с одной из наших современниц, оригинальная судьба которой разворачивается во втором –  или всё-таки в первом? – слое повествования?
Кто знает, что первично: наблюдаемая нами жизнь вокруг, или же спрятанные от человеческих глаз подспудные движения нечеловеческих сил, оказывающих влияние на людские поступки и одновременно зависящие от них же? Где начало, где конец той драмы… да нет, трагедии… или всё же драмы? – которая разворачивается на страницах «Каравана»? Хорошо, что автор дает подсказку уже самим наименованием: то, что мы считаем «нормальной» жизнью, на самом деле лишь отражение подспудных процессов, движущихся… но куда? И откуда? В чем цель существования самого Каравана? И где конечная цель его движения? И что за каменные скрижали везут в его повозках? Что там – прошлое? Будущее? Или бесконечный повтор будущего в прошлом? А может быть, наоборот?
Об этом можно только догадываться… но так и не догадаться, даже прочитав весь текст полностью. Хотя, может быть, кому-нибудь и посчастливится разгадать ту загадку, которую автор поставил во главу угла.
Но… можно и читать это произведение просто как детектив, как бесконечную любовно-извращенческую историю главной героини, у которой и муж-олигарх, и любовник имеется, а тут ещё и любовница неожиданно появляется – словом, широкий набор вариаций на тему секса. Да к тому же и муж, и любовник не прочь «сходить на сторону»… Так что читателю скучать не приходится: впору начинать вести учёт, с кем, когда и каким образом развлекается героиня. Ну, или кто развлекается за её счёт. А тут ещё и убийства на её голову… да она и сама убивать горазда, пускай и под видом самозащиты или же по неосторожности.
Однако параллельно с этим протекает и череда совершенно непонятных событий, никак не объяснимых с точки зрения человеческой логики и здравого смысла. И тогда реальность превращается в осуществлённый бред, материализуются страхи героини, персонажи из Зазеркалья проникают в реальную… или почти реальную жизнь российской действительности.
Но, кроме врагов, у героини имеются и друзья, оберегающие её, хотя… как выразился кто-то из исторических деятелей прошлого, «имея таких друзей – и никаких врагов не нужно».
Временами становится жутко – от описания свирепых нравов водителей Каравана, не щадящих никого и проливающих кровь направо и налево исключительно по собственной прихоти. И поневоле начинаешь думать: а что случится, когда Караван, наконец, достигнет поставленной цели? Что произойдёт тогда на Земле? Не утонет ли она в крови? И не случится ли с человечеством ещё чего-нибудь похуже?
И лишь одно успокаивает: Караван идёт на восток, к той точке, откуда восходит солнце. И если на его пути случайно не окажется значительной водной преграды, хотя, судя по решимости повелителей Каравана, и эта преграда его не остановит, то путь этот будет продолжаться вечно – все ведь знают, что Земля, да и любая планета, имеет форму шара, и потому гнаться за восходом Солнца бесполезно. А поскольку никто в Караване не ведёт описаний пройденной местности, и вообще там отрицательно относятся к знаниям и к науке, то Караван обречён вечно нарезать круги по планете навстречу восходу.
Однако путь Каравана проложен не по известной нам Земле, а где-то в иных пределах, а значит, вполне вероятно, что когда-нибудь он сможет достичь той самой точки, откуда восходит солнце…
 
Сергей Трищенко -
писатель,
ведущий редактор ЭИ «Аэлита»

Будут самые жесткие санкции...

Значит так, дорогие вы мои авторы.
Прислал мне сегодня Борис Долинго очередную подборку рассказов, присланных за последние месяцы в журнал «Уральский следопыт». Почему прислал? Потому что значительную часть самотека предварительно смотрю для него, чтобы он не читал откровенно слабые рассказы. А вы, что, не знали об этом?
Ну так вот. И в этой подборке приличное количество рассказов, которые сейчас участвуют в отборе на «Аэлиту».
Могу я очень вежливо вас спросить, уважаемые авторы, — а какого хрена? Ведь в Условиях приема ЯСНО сказано:
 2.7. Не принимаются:
  — произведения, опубликованные или находящиеся на рассмотрении в сборниках известных издательств или известных журналах (Эксмо, АСТ, 'Наука и жизнь','Уральский следопыт';
Вы не знаете, что отбор в сборник и в раздел «Аэлита» журнала «Уральский следопыт» осуществляют одни и те же лица, и что оба этих проекта ведет Борис Долинго? Ну да, в первый раз об этом слышите…
Вот сейчас я прочту Ваш рассказ в подборке, мне он сильно не понравится, напишу на него отрицательный отзыв. А в это время его пять преноминаторов на отборе в «Аэлиту» читают, хотя его судьба уже решена. Зачем они тратят свое время?
Есть всего 1 (Один) рассказ, который автор «на законных основаниях» прислал на отбор в сборник, хотя этот рассказ уже был принят в УС. Это рассказ В.Бабышева «Сто лет спустя». Но это было сделано по договоренности автора с Борисом, и я этот рассказ преноминаторам не посылал. Он автоматом идет в лонг-лист.
Поскольку теоретически есть небольшая лазейка в Условиях приема в УС, что там В ЯВНОМ ВИДЕ не прописан запрет на подачу рассказов, ранее поданных на отбор в сборник «Аэлита», то сейчас я не буду снимать такие рассказы с отбора. Но мы с Борисом в явном виде сейчас БОЛЬШИМИ БУКВАМИ внесем изменения в Условия приема в сборник и в журнал. И в следующий раз — все вам будет по полной программе: и дисквалификация на обоих отборах, и попадание в черный список…
Если Ваш рассказ не попал в сборник — не посылайте его в УС, не попал в УС — не посылайте его в сборник. И в два этих места одновременно — тоже не посылайте. А то раньше вы об этом не знали?

Фантастика - литература воображения


4 ноября 2017 года в 18:00 в рамках всероссийской акции «Ночь искусств – 2017»в Доме музыки в Екатеринбурге (ул. Я. Свердлова, 30) состоится моя творческая встреча под названием «Фантастика – литература воображения». Разговор  пойдёт об актуальным вопросах литературы – в чём секрет популярности фантастики, и какова её роль в современном мире? Как и где сегодня издаваться начинающему автору и на что вообще рассчитывать? Чем живут и как развиваются электронные издательства? А также о многом другом – о журнале «Уральский Следопыт» и о том, какстать участником старейшего в нашей стране фестиваля фантастики «Аэлита», который проводится в нашем городе с 1981 года.
Формат встречи предполагает свободное общение, поэтому можно будет задавать любые вопросы, и я на все постараюсь ответить. Приглашаю всех любителей фантастики!
 
Организаторы мероприятия – Дом музыки (Екатеринбург) иУправление культуры города Екатеринбурга.

Крупняк-2017. Выпуск 01

Как уже писал — в этот раз отсечка «крупняка» на уровне 60 килознаков.
Преноминаторам его не посылаем.
Ну вот, а я уже весь прочел. Теперь очередь Бориса Долинго.
А по каким-то произведениям несколько слов сказать хочется.

Абрамович Евгений «Поздние долги». И объем — под завязку, 120 килознаков.
Спасибо автору — прочел с удовольствием. Мне понравилось, теперь слово за Борисом.
И вроде бы такая незатейливая НФ & социальная фантастика.
И действие не так быстро развивается. В таком неторопливом «восточном» ритме и антураже — караваном по пустыне… :-))
Но до чего же доброе произведение!!! Редкий дар у автора — писать ДОБРЫЕ вещи. Сам только позавидовать могу. Читаешь — и как-то легче и светлее на душе становится. Пусть и не надолго — в таком времени живем.
Еще раз — мое «спасибо» автору.

Вести с полей. Выпуск восьмой.

Солдат спит — а служба идет.
В смысле, авторы рассказики на отбор побросали — и хорошо им теперь. Спи-отдыхай, и горя не знай… :-))
А бедные преноминаторы в поте лица своего читают, читают, читают, читают… Некоторые уже и прочли свои группы.
Как и в последние годы, получилось пять групп, по 32-33 рассказика в каждой. Ну и каждую группу читают четыре-пять преноминаторов. Это если меня за человека не считать...:-))
Но я пока группы не читаю. Поскольку, как у нас повелось, мы преноминаторов не грузим «крупняком». А вот этот самый «крупняк» и читаю сейчас. Раньше отсечка была на уровне где-то 85-90 килознаков. Сейчас решил побольше на себя взвалить — отсечка в этот раз на уровне 60 килознаков. Так что если 59 килознаков и меньше — это преноминаторы смотрят. А если 60 килознаков и больше — то сразу не повезло сам смотрю. И уже прочел, не соврать, 15 из 18. Может, потом и напишу что-то про некоторые рассказы.